Анатолий Приставкин: «Прошлое требует слова»

Игорь Дьяков| опубликовано в номере №1446, август 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

— То есть перестройка подразумевает активность действия всех нас?

— Недавняя ситуация, на мой взгляд, заключалась в том, что система безответственности, у нас сложившаяся, больше функционировать не могла. Люди привыкли жить, ни за что не отвечая. Не отвечаешь — с тебя и спрос маленький. Это культивировалось сверху донизу с известных времен. Возник тип человека «гомоинертикус», «гомо лежачий». Теперь он сам уходит от перестройки, не замечает ее, уже устал от нее, хотя она только-только начинается. Понять истоки такого положения необходимо, поэтому история все настоятельнее требует слова. Мы долго шли по пути нейтрализации самых активных и самых действенных единиц общества...

Отец мой был из бедной семьи. Я не помню, чтобы он чего-то не умел делать. К концу жизни он, как и многие, застрял где-то между городом и деревней. Все поражался: вот мостик-то развален, а вы мимо ходите, почему? И поправлял тот мостик. А когда ушел на пенсию, сказал: я на этом вот участке буду строить свой коммунизм. И построил. И тут же на него — десяток доносов от соседей: куркуль, мол, и т.д. Легче ведь донос написать, чем вырастить, скажем, хороший лук.

И сейчас — пресса тому много подтверждений дает — во многих местах человек инициативный вызывает активную неприязнь. Первый импульс на новое у многих — зажать, не пустить.

— Доводилось слышать рассуждения одного начальника о кооператорах, пытающихся организовать кафе: «Да они ж по тысяче будут зарабатывать!» По тысяче, но какой ценой...

— А другой ценой мы никогда не создадим приличной продукции ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве. Чинуши думают, что они что-то создают. Но и создают они ничто, а «курируют» тех, кто создает нечто, причем такое нечто, которое из-за этой высокооплачиваемой опеки никому не нужно. Политика «антиселекции» среди руководителей тому виной: крупные колосья выстригали, мелкие оставляли...

— Где же вы видите основные тормоза перестройки? Не кажется ли вам, что они лежат в области формулы «коллектив всегда прав»?

— Именно! Крупный руководитель, тормозящий прогресс, сегодня испытывает неуют — на него давят письма, жалобы, кое-что в нем происходит, хоть и вынужденно. А вот «каре» из посредственностей, составляющих большинство мелких коллективов, — это страшно. Такой вредитель никому не очевиден. А если кто-то один закричит: «Товарищи! Да что ж мы делаем?» — его тут же съедят любым из отработанных способов. Я вполне сознаю, к чему призываю. Поверьте, я имею на это моральное право — мне хорошо известно, что такое «темная». И не только в «детдомовском» смысле, но и в литературном. Был ведь период, когда меня вообще долго не печатали... Но убежден: мало того, что перед нами открыли дверь, мало войти в захламленный дом — надо еще одолеть тех, которые ни за что добровольно не дадут вынести этот хлам. Потому что они не заинтересованы, у них отбита генетическая способность чем-то заинтересоваться.

— Мне кажется, есть в принципе выход, который подсказывает история. Один уважаемый и компетентный человек сказал недавно: «Русские люди могут работать в коллективе отлично только тогда, когда они любят друг друга». И привел в пример артель — форму организации труда, существовавшую в России начиная с XV века. Все капитальные доходные дома в Москве, например, были построены такими артелями по 30 — 50 человек за один летний сезон.

— Не будем углубляться в историко-экономические изыскания. Мне кажется, что как раз артельная форма и пробивается в бригадном подряде, на хозрасчетных предприятиях, в самофинансировании... Хотелось бы сказать о роли молодежи в пробивании тех «каре». Попытки эти могут поначалу напоминать самоубийства, но они необходимы. С коллективом, спаянным воедино на основе посредственности, сверху бороться невозможно, он игнорирует любые указания директивных органов. Чем указания эти разумнее, тем охотнее игнорирует. Бороться можно только изнутри, не ссылаясь внутренне «на Москву», на всяких «самых», не откладывая эту борьбу на наше вечное «завтра». Для этого нужно мужество — во имя справедливости, без которой те же молодые потом не выживут. А мужество у них есть. Это доказал Чернобыль. Но недопустимо же ожидать катастроф для того, чтобы, спохватившись, латать пробоины.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены