После Петербурга выставка передвижников побывала в Москве, потом в других городах России. Но удивительное дело – никто не торопился приобрести это полотно, которое нынче считается классикой русского искусства. И только через четыре года, в 1887 году у нее появился хозяин – некий господин Клюквист. А в 1894 году в Москве состоялась выставка частных коллекций. Там, среди прочих картин, была выставлена «Неизвестная» с указанием ее нового владельца – известного промышленника и собирателя Павла Ивановича Харитоненко. После революции его собрание было поделено между московскими и питерскими музеями. В 1925 году «Неизвестная» попала в Третьяковку, где и хранится до сих пор.
Так кто же все-таки изображен на самой известной картине русского искусства?
Неизвестная – говорит нам художник, и давайте ему поверим. Ведь скорее всего он действительно создал обобщенный образ женщины, пленительной красавицы, в глазах которой глубоко спрятана грусть.
Иван Крамской умер в 1887 году, 5 апреля. В тот день он чувствовал себя неплохо и, как всегда, увлеченно работал – писал портрет доктора Раухфуса, не раз спасавшего его детей от всяческих хворей. Дело шло легко – лицо милейшего доктора было хорошо знакомо художнику. Вдруг Раухфус с ужасом увидел, как Крамской, вместо того, чтобы сделать очередной мазок, падает на мольберт. Мгновенная смерть, которую, говорят, Бог посылает праведникам. Художнику было всего пятьдесят, и впереди его ждали новые картины, новые образы…
Конечно же, Крамской никак не предполагал, что «Неизвестная» станет его главной картиной. Лично для него самой важной работой была картина «Христос в пустыне», в которой он пытался решить сложнейшие философские проблемы. Большой размер, продуманная композиция, направленная на то, чтобы показать напряженность мысли, душевные терзания, боль за судьбу человечества. «Я написал своего собственного Христа», – говорил Крамской.
Но уж так сложилось – его знают, любят и помнят благодаря именно этой очаровательной безымянной красавице. С ее первого появления в обществе прошло уже более ста тридцати лет, а Неизвестная по-прежнему все столь же загадочна, прелестна и маняща, как и тогда, в день открытия одиннадцатой выставки Общества передвижников…
В 3-м номере читайте о трагической судьбе одной из фавориток Петра I Марии Гамильтон, о бабушке Лермонтова Елизавете Алексеевне Арсеньевой, о жизни и творчестве замечательной советской актрисы Тамары Федоровны Макаровой, о первой женщине, ставшей почетным доктором Российской истории Александре Яковлевне Ефименко, о большой, бескорыстной и самоотверженной любви между декабристом Иваном Анненковым и француженкой Полиной Гебль, иронический детектив Ольги Степновой «Вселенский стриптиз» и многое другое.
Картина Жака Луи Давида «Смерть Марата»
31 октября 1632 родился Ян ван дер Меер ван Делфт (Ян Вермеер)
Картина «Апофеоз войны»
Человек против абстракции
В Третьяковке выставили произведения американских художников из России
Октябрь 2008
Женщина-стихия Анна Ахматова
Какие народности населяют нашу страну
Фотопутешествие с Юлианом Рибиником