После Петербурга выставка передвижников побывала в Москве, потом в других городах России. Но удивительное дело – никто не торопился приобрести это полотно, которое нынче считается классикой русского искусства. И только через четыре года, в 1887 году у нее появился хозяин – некий господин Клюквист. А в 1894 году в Москве состоялась выставка частных коллекций. Там, среди прочих картин, была выставлена «Неизвестная» с указанием ее нового владельца – известного промышленника и собирателя Павла Ивановича Харитоненко. После революции его собрание было поделено между московскими и питерскими музеями. В 1925 году «Неизвестная» попала в Третьяковку, где и хранится до сих пор.
Так кто же все-таки изображен на самой известной картине русского искусства?
Неизвестная – говорит нам художник, и давайте ему поверим. Ведь скорее всего он действительно создал обобщенный образ женщины, пленительной красавицы, в глазах которой глубоко спрятана грусть.
Иван Крамской умер в 1887 году, 5 апреля. В тот день он чувствовал себя неплохо и, как всегда, увлеченно работал – писал портрет доктора Раухфуса, не раз спасавшего его детей от всяческих хворей. Дело шло легко – лицо милейшего доктора было хорошо знакомо художнику. Вдруг Раухфус с ужасом увидел, как Крамской, вместо того, чтобы сделать очередной мазок, падает на мольберт. Мгновенная смерть, которую, говорят, Бог посылает праведникам. Художнику было всего пятьдесят, и впереди его ждали новые картины, новые образы…
Конечно же, Крамской никак не предполагал, что «Неизвестная» станет его главной картиной. Лично для него самой важной работой была картина «Христос в пустыне», в которой он пытался решить сложнейшие философские проблемы. Большой размер, продуманная композиция, направленная на то, чтобы показать напряженность мысли, душевные терзания, боль за судьбу человечества. «Я написал своего собственного Христа», – говорил Крамской.
Но уж так сложилось – его знают, любят и помнят благодаря именно этой очаровательной безымянной красавице. С ее первого появления в обществе прошло уже более ста тридцати лет, а Неизвестная по-прежнему все столь же загадочна, прелестна и маняща, как и тогда, в день открытия одиннадцатой выставки Общества передвижников…
В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.
Чудо бельгийского собора Святого Бавона
Картина Жака Луи Давида «Смерть Марата»
Картина «Апофеоз войны»
Август 2009
Саша Васильев уверен, что, пока бабушки готовят по старым рецептам, связь поколений не прервется
Центр дизайна Artplay переехал на площади завода «Манометр»
Самый загадочный певец русского рока – о любви, живой виолончели и праздниках
Павел I