Разговор книгопродавца с Ксенией Тимошкиной
Если вам хоть раз в жизни повезло оказаться возле станции метро «Красные Ворота», вы наверняка обратили внимание на палатку с книгами и пожилого человека в белых перчатках, который в любую погоду стоит, прижавшись к полотняному зеленому углу. У человека ярко-голубые, как у русалки, глаза, смуглое, испещренное морщинами лицо, а зовут его просто – Юрий Михайлович.
Одевается Юрий Михайлович не по сезону. Я видела его съежившимся от ветра, одетым в бежевую легкую куртку, из-под которой виднелся воротничок байковой клетчатой рубашки. Видела и зеленую кепку, прикрывавшую его голову во время дождя. Видела я его в промозглую морось, когда по телу Юрия Михайловича то и дело пробегала мелкая дрожь. Когда же на улице потеплело, он, одетый в веселую синюю гавайскую рубашку, легкие брюки и неизменные белые перчатки, встретил меня приветливой улыбкой. Где среди всего этого многообразия подлинный Юрий Михайлович, судить не берусь, но одно могу сказать точно: он всегда искренен и доброжелателен.
– Юрий Михайлович, – прошу я, – подберите мне книгу!
– А что вы любите? Какую тему предпочитаете? Некоторые, например, любят мемуары: одни – только артистов, другие – ученых. Темы-то разные. Из классики?
– Давайте из классики.
– Из классики есть любовь, есть война с любовью, – начинает перечислять Юрий Михайлович. – Все равно любая классика связана с любовью. Разница только в том, где это происходит: на войне ли, в мирное время, в деревне, в городе. Сколько я ее перечитал, а все одно и то же, пишут все об одном и том же. Меняется только время суток и действия, здесь – вечером, а там – днем. Тут – Москва, там – Санкт-Петербург. Ну и имена, понятно, разные. Хотя встречаются и одинаковые.
– Например?
– Так сразу и не скажешь. Хотя возьмите имена Александр или Людмила. Где только не встречаются!
Книги свои Юрий Михайлович раскладывает по полкам, причем по какой-то собственной системе. «Вышивка» лежит рядом с книгой «Марксизм. Не для обучения». Серия ЖЗЛ стоит корешками вверх рядом с «Днями Казановы Великолепного». Инструкция по йоге расположилась на книгах серии «Азбука классика» карманного формата. Детские книги яркими пятнами разлетелись тут и там. И лишь одиноко с верхних полок глядят «Советы по домоводству», «12 раундов фитнеса Кличко» и «Тайны китайского секса, взгляд за ширму». Вампирские саги до палатки Юрия Михайловича пока еще не добрались.
– А что вы читаете сами, Юрий Михайлович?
– Про историю. Зачем я буду про философию или про йогу читать? Очень мне нужна эта философия. Классику я со школы не читаю. Ну, про любовь, ну и что. Что там нового?
– Что же такое, по-вашему, любовь? – почти задыхаясь, шепчу я.
– Ну, как... Это нормальные, хорошие, дружеские отношения человека к человеку.
– Почему же тогда люди до сих пор восхищаются классикой, если в ней все одно и то же? Неужели все великие произведения написаны зря?
– Надо просто к этому не так серьезно относиться, – успокаивает Юрий Михайлович. – Вот возьмите Льва Толстого, «Войну и мир». Если бы он написал о войне как о войне, а не как о любви, было бы гораздо лучше. Я не против Толстого, я его уважаю, но он же нарушил историческую правду! Как, впрочем, и другие писатели. Мне больше по нраву те люди, которые пишут энциклопедии, научные статьи. Там все точно.
«Может быть, вам просто незнакомы те чувства, которые описывают классики?» – хочу крикнуть я, но вместо этого спрашиваю новую глупость:
– Скажите, что для вас счастье, Юрий Михайлович?
– Счастье? Чтобы войны не было.
– Вы и войну видели?
– Видел, видел, – отмахивается Юрий Михайлович. – А любовь, семья, все вокруг – это второстепенное. Войны не будет, и все будет: и любовь, и счастье.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
комментарии
Вот на таких людях и держится страна!
молодец мужик!