В 1925 году его сын Алексей снова попытался покончить жизнь самоубийством, и отец, стараясь вывести его из депрессии, начал рассказывать о том, как он жил в России, о далеких счастливых годах юности, о друзьях. У него всегда был дар рассказчика, а позже художник решил записывать свои воспоминания. Как оказалось, Коровин и в литературе был поразительно талантлив – его истории пропитаны ароматом эпохи, образами замечательных русских актеров, художников, писателей. Когда художник серьезно заболел, и стоять у мольберта стало трудно, он целиком погрузился в литературный труд. «Был я болен, живописью заниматься не мог, лежал в постели. И стал писать пером – рассказы. Закрывая глаза, я видел Россию, ее дивную природу, людей русских, любимых мною друзей, чудаков, добрых и так себе – со всячинкой, которых любил, из которых «иных уж нет, а те далече». … И они оживали в моем воображении». В одном из парижских еженедельников появляются его воспоминания о Чехове, затем – о Врубеле, Головине, а потом пошли и рассказы, были, сказки…
Между тем, в Париже прошли персональные выставки художника, его работы выставлялись в разных европейских городах, но все это не приносило материального благополучия. Когда-то Коровин любил писать Париж, а под конец жизни на его полотнах все больше возникали картинки далекой Родины. Он работал, как проклятый, надеясь собрать денег для возвращения в Россию, но…
Константина Коровина не стало 11 ноября 1939 года. Похоронили этого «русского до мозга костей человека на чужой стороне» (А.Бенуа) на парижском кладбище Бийанкур.
Жизнь Константина Коровина сложилась трудно – в ней были трагедии, бедность, неудачный брак, неприятие со стороны собратьев-художников, революция, война, эмиграция, одиночество и невыносимая тоска по Родине. Однако и в живописи, и в литературе он воспевал красоту природы, радость бытия, солнечный свет. Как ему это удавалось? Ответ – в обаянии удивительной, светлой, талантливой личности Коровина. «Сколько в нем было прелести, природного прельщения! Он притягивал к себе, и так хотелось ближе с ним сойтись!» – писал А. Бенуа. Сделать это можно и сейчас, спустя десятилетия после смерти художника, – стоит только вглядеться в его полотна или почитать его удивительные рассказы…
Во весь экран
|
Портрет Константина Коровина кисти Валентина Серова.
|
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Считает культовый немецкий архитектор Сергей Чобан
Ту 144 versus Конкорд
«Россия держится на слове»