По воспоминаниям Тамары Карсавиной, Михаил Фокин был очень эмоциональным в работе: «Мы, его последователи, были преданы ему из-за его искренней увлеченности своим делом и требовательности к окружающим, хотя он был чрезмерно раздражительным и порой терял над собой контроль. Сначала это нас выводило из равновесия, но со временем мы привыкли к тому, как он швырял стулья, уходил посредине репетиции или вдруг разражался страстными речами. Во время сценических репетиций он усаживался в партере, чтобы оценить эффект своей постановки. Его голос, охрипший от крика, обрушивался на нас словно пулеметная очередь через головы оркестрантов: «Отвратительное исполнение. Небрежно, неряшливо. Я не допущу такого наплевательского отношения!»
В те же годы Сергей Дягилев собирался продемонстрировать русский балет в Париже, организуя знаменитые «Русские сезоны». Именно Фокина Сергей Павлович пригласил в качестве постановщика – на долгих три года.
Дягилев, безусловно, сыграл огромную роль в судьбе Михаила Фокина, хотя отношения между двумя чрезвычайно талантливыми людьми были очень сложными. Фокин признавал талант Дягилева как импресарио, но не терпел, когда тот вмешивался в его творческую часть.
Каждый сезон балетмейстер старался сделать особенным, не похожим на другие. Так, программа первого сезона включала в себя совсем разные истории: «Клеопатра», «Павильон Армиды», «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» и «Шопениану», переименованную в «Сильфиды». Эффект достигался за счет того, что балеты были очень разными.
Для следующего сезона была подготовлена «Шехерезада» на музыку Римского-Корсакова, которая словно продолжала линию пластической драмы «Клеопатры», но показала больше чувственности и эротизма. «Карнавал» на музыку Шумана был призван создать контраст с «Шехерезадой». Центральным же событием сезона стал долгожданный балет на русскую тему – «Жар-птица», в котором использовались фольклорные образы. Сам Фокин во время парижских гастролей исполнял партию Ивана-царевича, не теряя и свое мастерство танцовщика.
Сезон 1911 года был выстроен в импрессионистской манере: новаторские балеты-миниатюры базировались на подражании пластике растения, создающей образ благоухающего, хрупкого цветка. «Подводное царство» Римского-Корсакова, «Нарцисс» Черепнина, «Призрак розы» Вебера. Парижская публика была в восторге от прежде не виданного балета. Русскую тему продолжил «Петрушка» на музыку И. Стравинского, который продолжают ставить до сих пор.
В 1912 году Фокин перестал быть единственным балетмейстером «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Тот привлек к работе Вацлава Нижинского, блистательного танцовщика. Это обидело Фокина, и он покинул Дягилева, чтобы продолжить работу в Мариинском театре. Но государственная сцена, конечно, отличалась от вольного нрава дягилевской труппы.
Через два года сотрудничество Фокина и Дягилева возобновилось: Фокин поставил три балета – «Легенду об Иосифе» Штрауса, «Мидаса» Штейнберга и оперно-балетную версию «Золотого петушка» Римского-Корсакова. Но прежнего успеха эти постановки не снискали, и сотрудничество двух великих людей на этом закончилось, а Фокин продолжил работать в Мариинском театре до 1918 года.
Революция вынудила Михаила Михайловича покинуть Россию, и хотя он планировал вернуться, сбыться этим планам было не суждено. Прожив некоторое время в Швеции, он перебрался в Америку, где работал в Нью-Йорке и Чикаго. Множество постановок на русскую тематику говорят нам о том, что Михаил Михайлович скучал по родине: «Громовая птица» Бородина и «Русские праздники» Римского-Корсакова.
. В 1930-е годы Фокин работал в Буэнос-Айресе, в Парижской опере, в «Балле рюс де Монте-Карло», «Балле рюс де Базиль». Там он возродил свои балеты «Шопениана», «Карнавал», «Видение розы», «Петрушка», «Шехерезада» и поставил несколько новых спектаклей. Тогда же американская балерина Люсия Чейз организовала «Американский балетный театр». Выступления этого коллектива в Нью-Йорке начались со спектаклей Фокина.
До 1933 года (ему было уже 53!) он продолжал выступать и как исполнитель. Еще в 1921 году Фокин при помощи жены открыл балетную студию, в которой работал до самой смерти.
Его «хореографическая реформа», если можно так выразиться, заключалась в том, что он предложил создавать не отдельные танцы, а целостные произведения, в которых гармонично сочетались пластика, музыка и декорации. Вообще за свою жизнь он поставил семьдесят балетов, каждый из которых был оригинален и отличался от предыдущих. Последними его крупными работами стали балеты «Паганини» на музыку Рахманинова и «Русский солдат» Прокофьева.
Сын Михаила Фокина вспоминал: «Перед смертью, придя в сознание и узнав о событиях под Сталинградом, отец спросил: «Ну, как там наши?» И, услыхав ответ: «Держатся…» - прошептал: «Молодцы!» Это были его последние слова».
Умер Михаил Михайлович Фокин 22 августа 1942 года.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
С 14-го по 22-ое октября 2017 года в России пройдет XIX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов ( ВФМС).
14 августа 1867 года родился Джон Голсуорси
29 января 1860 года родился Антон Павлович Чехов
1 июня 1804 года родился Михаил Иванович Глинка
14 мая 1553 года родилась Маргарита де Валуа, известная также как «Королева Марго́»