17 августа 1942 года родился Муслим Магомаев
Опубликовано в № 8, 2013
Последний Орфей
26 марта 1963 года телевизионный эфир взорвался «Бухенвальдским набатом», прозвучавшим со сцены Кремлевского Дворца. Его исполнил молодой двадцатилетний певец с изумительным по красоте и силе голосом, мгновенно ставший известным всей огромной стране. Его блистательный талант десятилетиями дарил людям добрый свет любви и красоты и продолжает дарить и поныне, согревая сердца. Такой талант - благословенный дар небес - не может уйти в забвение, и нас до сих пор не покидает свет далекой, но всегда прекрасной звезды по имени МУСЛИМ МАГОМАЕВ.
Его называли «золотым голосом эпохи». Той, которая ушла, но благодаря его песням живет в сердцах миллионов поклонников. Ведь он не просто обладал божественно красивым, необыкновенным голосом, а в каждую песню вкладывал частицу собственной души.
Муслим Магомаев родился 17 августа 1942 года в известной азербайджанской семье: дед, в честь которого и назвали новорожденного, был пианистом, композитором и дирижером. Отец не вернулся с фронта, погиб за несколько дней до победы, а мать Муслима – Айшет Кинжалова – была драматической актрисой.
В то время, когда сверстники Муслима играли машинками и оловянными солдатиками, он ставил дедовский пюпитр, брал в руки карандаш и руководил воображаемым оркестром.
Любовь к музыке в семье Магомаевых передавалась от поколения к поколению. Отец Муслима, Магомет Магомаев, был до войны театральным художником, любил петь, сам аккомпанировал себе на рояле.
«…А потом в моей жизни зазвучали чеченские мотивы - своеобразное попурри из концертных успехов, гастрольных набегов на аулы под скрежет старого автобуса, двухнедельного молчания из-за того, что пропал голос… - писал Муслим Магомаев об истории своей семьи и своей национальности. - Естественно, они познакомились и со мной, потом стали предлагать мне поехать поработать в Грозненской филармонии, посмотреть родину моего прадеда Магомета.
Здесь надо рассказать об одной легенде, которая сохранилась в нашей семье. В прошлом веке знаменитый горец, герой Шамиль, шёл со своим войском по Северному Кавказу с прекрасной миссией - объединить все кавказские народы. Он брал малых детей из одного селения и перевозил в другое - делал межплеменной, межнациональный замес, в который совсем ещё несмышлёным мальчишкой попал и мой прадед. Откуда Шамиль привез его, никто не знает. Для меня это не столь важно. С таким количеством кровей, что перемешаны во мне, я по самой природе своей интернационалист.
Потом мой предок оказался в Грозном, где был кузнецом-оружейником, жил в маленьком домике на улице Субботников (так она называлась в то время, когда я работал там, а Грозный был столицей тогдашней Чечено-Ингушетии).
Кем был мой прадед по национальности — неизвестно. Давно умерла родная сестра деда Маликат. Когда я расспрашивал её о происхождении нашего рода, она только хитро улыбалась и отговаривалась легендой о Шамиле… Как-то я участвовал в очередном концерте в Кремле, посвящённом то ли государственному празднику, то ли какой-то годовщине. Обычный концерт высокого уровня, куда приглашали артистов со званиями «народных». Я был уже человек известный, и многих интересовала моя родословная. После выступления вышел в фойе, вижу группу, в центре которой Махмуд Эсамбаев о чём-то увлечённо рассказывает. Увидел меня:
- Мы о тебе, Муслим, говорим. Скажи им сам, кто ты по национальности.
- Азербайджанец.
- Как азербайджанец?! - Махмуд от удивления аж свою знаменитую папаху заломил.
- Так. Если ты хочешь сказать, что я чеченец, то я не могу это утверждать с полной уверенностью, потому что сам не знаю. Зато я точно знаю, что родина моя - Азербайджан, я там родился. Эта земля меня вскормила. В Баку я получил образование и стал тем, кто я сейчас есть…»
Мать Муслима после гибели мужа выбрала театральную карьеру и уехала в Вышний Волочек, а сына оставила на воспитание дяде – Джамалу Муслимовичу Магомаеву. Дом дяди Джамала навсегда стал для мальчика родным, а сам дядя заменил ему отца и деда.
Муслим учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории по классу фортепиано и композиции. Талантливого ученика заметил профессор Бакинской консерватории виолончелист В. Ц. Аншелевич, который стал давать ему уроки. Аншелевич не ставил голос, а показывал, как его филировать. Опыт, приобретённый на занятиях с профессором-виолончелистом, потом очень помог Магомаеву, когда он начал работать над партией Фигаро в «Севильском цирюльнике».
Так как в школе не было вокального отделения, Муслим в 1956-м году перешел в Бакинское музыкальное училище, где до 1960-го года учился у преподавателя Александра Акимовича Милованова и его многолетнего концертмейстера Тамары Исидоровны Кретинген.
Ему было восемнадцать лет, и уже в эти годы юноша пользовался бешеным успехом у девушек. В музыкальном училище он познакомился с однокурсницей, красавицей с романтическим именем Офелия, и решил на ней жениться. Бабушку Муслима это так напугало, что она спрятала паспорт любимого внука, чтобы тот «с дуру не женился».
Не помогло.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
20 ноября 1869 родилась Зинаида Гиппиус
17 июля 1846 родился Николай Николаевич Миклухо-Маклай
14 октября 1759 года родилась императрица Мария Федоровна, вторая жена Павла I