Она только сказала:
- Ну и душок!
- Представьте себе, - заметил Геннадий, - что мы должны быть благодарны этим надоедливым глупышам. Облепляя внутренности китов, они, как маленькие, но мощные сепараторы, перерабатывают в сутки до пяти килограммов разной этой требухи. Каждый! Без глупышей мы, наверное, задохнулись бы...
- Я им благодарна, - чопорно поклонилась Ольга.
Имея такого гида, она с любопытством ходила по слипу. Слип был покрыт китовым, смешанным с кровью жиром. Чтобы не поскользнуться, приходилось держаться за руку Геннадия.
Он почти силой заставил ее влезть в разверстую пасть кита, будто свалянной шерстью, покрытую костяным ворсом, и щелкнул затвором фотоаппарата.
- Любая девушка позавидует такому снимку.
Ольга счищала с плеча невесть откуда взявшееся пятнышко.
- Пусть приезжает сюда, - заметила она резонно. - Ведь любой девушке это доступно.
Потом их без церемоний прогнали, и они наблюдали издали, как на стебель хвоста очередной жертвы был заброшен строп и вся туша медленно, без рывков, поползла вверх по слипу. Вообще весь процесс разделки кита - будь то финвал, сейвал или кашалот с кожей, как дубовая кора, с рылом, похожим на обрубок бревна, - показался непостижимым по быстроте и по красочности зрелищем.
Засверкали в воздухе длинные и острые, как секиры, фленшерные ножи. Вот уж подрезали голову кашалота, и масляной струей хлынула кровь, и тот самый длинновязый «Витенька», с которым спорила Ольга в столовой из-за вина, зычно крикнул:
- Вира голову!
И лебедка с помощью троса легко отвернула голову кита.
- Вира сало!
И тросы с хрустом (так хрустит спелый арбуз, вспоротый ножом) отодрали громадные полосы сала, обнажив слой жил, крест-накрест, подобно груботканому полотну, опоясавших туловище.
- Вира мясо!
И кровавые многопудовые куски его тотчас были оттянуты в сторону.
- Раньше я не могла смотреть на такие вещи без содрогания.
- А теперь?
- Теперь? Ну, теперь я даже вижу определенную картинность, будто все это пишется кистью старого мастера, какого-нибудь обжоры...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.