Бывают стихи, которые волнуют как - то особенно. Они наталкивают на новые мысли, будят чувства, вызывают ассоциации, воспоминания. Про такие стихи говорят, что в них сказано больше, чем написано. Вспомните любые строки Маяковского. Вокруг каждой его строки целый мир мыслей, страстей, чувств, волнений ума и сердца, которые передаются и нам, и мы читаем эти строки с тем же душевным трепетом, с каким они были написаны. Это потому, что автор извел «единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Умению так писать должны учиться у Маяковского все наши литераторы, в особенности молодые.
Перед нами сборник стихов молодого автора Егора Полянского «Письмо товарищу» (Курское книжное издательство. 1954). Мы не собираемся сравнивать первые наброски начинающего со стихами великого поэта, но мы обязаны при разговоре о поэзии всегда обращаться к опыту ее мастеров для того, чтобы разговор этот был более плодотворным и действенным.
Когда к стихам, собранным в этой книжке, начинаешь присматриваться с позиции большой требовательности, отчетливо видишь: молодой поэт обладает хорошими задатками, но не использует их даже наполовину и, словно куда - то торопясь, лепит многие свои стихи из первых попавшихся слов, не особенно задумываясь над их смыслом, над тем, какой отзвук найдут они у читателя. Так появляются в свет стихотворные пустячки, не несущие ни смысловой, ни эмоциональной нагрузки, стихи, которые можно, читая, оборвать на любой строфе - ничего от этого не изменится.
Вот стихотворение «Письмоносец»:
Всей она известна и знакома -
На селе, в райкоме, на току.
Носит она «молнии» без грома,
Письма и газеты на боку.
По тропинке на велосипеде
Пролетит, а ветерок за ней...
Нет богаче девушки на свете:
Что ни день, то сумка новостей.
Стихотворение напоминает стеклянную поверхность - ни бугорка, ни травинки, буквально не за что зацепиться. Тут, собственно, сказано даже меньше, чем написано, потому что многозначительность слов «нет богаче девушки на свете: что ни день, то сумка новостей» кажущаяся, иллюзорная. Вчитываясь в стихотворение внимательно, видишь: в нем нет, что называется, ни текста, ни подтекста. Это произошло потому, что поводом к его написанию послужили не глубокие размышления автора, а невесть какие причины.
Следы мнимой многозначительности видны и во многих других стихах Е. Полянского. Вот стихотворение «Маляр». Три четверти его посвящено рассказу о том, как «машет проворно кистью» человек в «цветистой» спецовке и что стена дома при этом становится зеленой, «как луг». Стихотворение кончается так:
Малярной работой яркой
Захвачена, увлечена.
На клумбах, в газонах и парках
Ему помогает весна.
Опять безделушка, опять пустячок.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Учиться мастерству