Мне с миленком прокатиться
Можно с нынешней весны
От станицы до столицы
Без отрыва от волны.
Нет тут ни остроумия, ни особого смысла. Это подделка под народное. Помните, Маяковский говорил о «плоскости раешников и ерунде частушек»? Не хотелось бы видеть в сборнике «Своими словами» ерунду частушек. Это снижает общий уровень книжки. Хочется думать, что автор может писать только так, как он написал «Осторожного критика», и даже лучше.
Первую книгу молодого, еще неизвестного нам автора мы открываем с тем же доброжелательным чувством, с каким пожимаем руку при первом знакомстве человеку, в котором хотели бы найти нового друга. И если первая встреча по каким - либо причинам разочарует нас, то второй уже может и не быть. Во всяком случае, искать ее сами мы не будем. Потребуются какие - то особые обстоятельства, чтобы в нас снова пробудился прежний интерес...
Все эти мысли возникли у меня, когда я заново перечитывал сборник рассказов молодого смоленского писателя Бориса Бельтюкова.
Открывающий книгу небольшой рассказ «Тополь», на мой взгляд, можно считать программным для автора. В рассказе изображен простой, но весьма характерный для нашей действительности случай. В дни восстановления разрушенного войной города еле знакомые между собой жильцы одного двора поднимают поваленный бурей тополь, обнаруживая при этом друг перед другом свои лучшие человеческие качества.
Вот, собственно, и все.
«Полюбовавшись на тополь, все постепенно разошлись по домам. И как - то по - иному посмотрели они на заброшенный двор, думая, что с ним можно сделать. А дома, за обедом, каждый с каким - то хорошим чувством рассказал своим, как он помогал поднимать тополь».
Раскрытию лучших человеческих качеств, проявляющихся в творческом, созидательном труде, изображению духовного богатства советских людей посвящены рассказы, собранные в первой книжке Бориса Бельтюкова.
В рассказе «В командировке» он показывает, как высоко развито благородное чувство собственного достоинства у простой советской девушки, работающей официанткой а районной столовой. Когда ей показалось, что молодой техник, приехавший в командировку из областного города, пренебрежительно относится к ее скромной профессии, она резко дает ему понять, что он не прав.
В отличие от героини этого рассказа, которая считает, что плохих профессий нет, что везде, на любой работе можно быть полезным, герой рассказа «Радист Маков» ищет такого дела, которое бы требовало «подвига». Именно поэтому он и пошел в геологоразведочную партию. Но, оказавшись в горах, он увидел, что работа геологов такая же обычная, как и прочие, что сами геологи ничем не отличаются от других его знакомых.
Чакову приходится много спорить со своими товарищами. Они на досуге хотят послушать концерт из Москвы, а он не разрешает: надо экономить питание для приемника, чтобы в трудный момент не остаться без связи с миром. Товарищи считают Чакова сварливым и неуживчивым человеком, сторонятся его. Как ни больно это Чакову, он выдерживает характер, зная, что исполняет свой долг. Когда же попадает в беду инженер Лелетин, с которым у радиста было больше всего стычек, он, не раздумывая, бросается на помощь и спасает Лелетина.
Верность собственному долгу - вот чем Б. Бельтюков проверяет своих героев.
Действие рассказов Бельтюкова развертывается с простотой и естественностью, которая убеждает в подлинности всех изображаемых автором людей, их чувств и поступков.
Конечно, многое в рассказах Бельтюкова недостаточно развернуто, кое - что только - только намечено. Изобразительные средства автора еще бедны.
Многие страницы испорчены языковыми штампами. Автор еще не всегда умеет найти единственно нужное слово и слишком часто пользуется первым попавшимся под руку. Ему ничего не стоит написать, что около школы был устроен пришкольный участок, хотя само собой разумеется, что пришкольный участок может быть только около школы.
Такие огрехи, к сожалению, встречаются в сборнике Бельтюкова слишком часто, чтобы мимо них можно было пройти. Они вызывают досаду, тем более, что рядом с невыразительными местами мы встречаем у него целые куски, написанные свежо и впечатляюще.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.