Вот для примера одно место из рассказа «Сапоги»: «Так мы и шли по деревенской улице, полные чувства собственного достоинства. Отец иногда скашивал глаза вниз на мои сапоги и негромко ронял: «Не загребай грязь носками. Не шаркай подошвами - то, поднимай ноги выше. Не коси ноги - то, каблук стопчешь».
От этих замечаний я краснел, смущался и шел неестественной походкой, но отец не замечал этого».
Здесь все на месте, нет ничего случайного, лишнего. А ведь так могло быть написано все. Но ни у молодого автора, ни у его редактора не хватило требовательности.
Конечно, требовательность - дело наживное, но сама собой она не приходит. Ее нужно воспитывать в себе.
Мне кажется, что читатель, который внимательно и доброжелательно отнесется к сборнику Бориса Бельтюкова, после первой встречи не отвернется от него и будет ждать новых встреч.
Шел по лесу человек и насвистывал. Вдруг слышит: кто - то передразнивает его. Оглянулся - никого нет. «Это бурундук!» - догадался человек. Сел под дерево, не шевелится, а свистать продолжает. Бурундук - к нему на колени. Человек взял бурундука, и теперь зверек живет у него в комнате.
История довольно простая, но занимательная, забавная. О ней рассказывает писатель В. Корюкин в своей первой книге «Свистунишка», выпущенной недавно Ленинградским отделением Детиздата.
Научно - художественная книга для малышей - один из самых сложных жанров в литературе. Маленький читатель требует абсолютной правдивости и ясности изложения. Едва усомнившись в чем - либо, он тотчас же задаст вопрос:
- А так бывает?
И беда, если ребенку начнут объяснять о праве писателя на художественный домысел. Он все равно не поверит и отвернется от книги.
Книга В. Корюкина обладает хорошим свойством: в ней нет «художественного домысла», который мог бы вызвать у ребенка недоверие к прочитанному. Все незамысловатые приключения, описанные в книжке, действительно произошли с автором или его юными друзьями.
Автор не просто излагает свои наблюдения над животными в лесу, в поле, у реки: он старается помочь юному читателю правильно разобраться в явлениях природы. И о чем бы ни говорил автор: о проворном бурундуке (рассказ «Свистунишка», давший название книге), о маленьком карасике («Карасенок»), об обитателях лесного озера («Кочки») или о юном охотнике («Медведь»), - везде чувствуется большая любовь к родной природе.
Рассказы В. Корюкина не безукоризненны. Можно было бы некоторые из них дополнить, обогатить деталями, как, например, рассказ «Свистунишка». Другие, наоборот, - сократить, как рассказ «Белочке - погорелочка», в котором проскальзывают сентиментальные нотки. Не везде точен и выразителен язык рассказов. Недостатки в книге есть, но они устранимы и не лишают книгу ее бесспорных достоинств.
Но близ московского царя
Кто воин сей под сединами?
Двумя поддержан казаками.
Сердечной ревностью горя.
Он оком опытным героя
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Учиться мастерству