Пироксилин разносит стены в куски...
Аммонал подрывает и рушит своды...
Саперный батальон выступил на работу вечером. Ленинская слобода шла в этот час в цеха - в точные смены. Спешили старые мастера; девчонки, секретничая, прыскали со смеху; молча поспевали за ними простодушные пареньки...
Симонов монастырь был оцеплен и взят под стражу - слепое созвездие собора, колокольни и крепостных башен.
Начальник подрывной партии вошел под своды собора. Голубой купол таил в высоте и свои золотые звезды и каменные цветы.
Ночью раздались взрывы. Никто в слободе не опал. Было веселье. Перекликались по дворам ребята, взбудораженно гомонила молодежь, отцы укоряли матерей былой темнотой. И только в сырых углах - какими - то ультрафиолетовыми вздохами, вне слухового спектра - шушукались с богом старухи, молельщицы непризывного возраста.
Девять ночей бойцы - подрывники крошили монастырь - медь позлащенную и киноварь.
26 января 1930 г. любитель древностей нашел бы на этом месте только три башни: Соляную, Кузнечную и Дуло. Их старинные стены отошли в ведение Главнауки.
Меж тем в бывшей трапезной разместилась контора строительства. Затрещал ундервуд, побежали ходики, курьерша истово растопила печь, с утра загудели под окнами райкомовские машины.
Так начинался Дворец культуры Ленинской слободы.
Именно в эти дни вышла слобода на субботники. Двадцать тысяч рабочих с женами по - хозяйски расчистили монастырское место.
Раскирковали горы кирпича, откинули, отнесли, отвезли. Щебень бросили на грохота.
Голубое железо куполов оттащили в уцелевшие башни. И на все завели инвентарную опись.
Я встретился с Яшей Проскуряковым уже во Дворце. В театре наши места оказались рядом. В Ленинскую слободу вахтанговцы привезли «Егора Булычева». Прекрасный новый театр с его крутым взлетом рядов, здоровый и ясно на все реагирующий зритель воодушевили артистов.
Шла знаменитая сцена с трубачом. Умирающий купец Егор Булычев, юродствуя во плоти и томясь, позвал трубача. Тот лечит от всех болезней.
Зал сотрясался от хохота. Я видел молодую аудиторию театра, слышал ее боевой хохот. Он уничтожал прошлое.
Рядом со мной мой сосед сурово вглядывался в смеющиеся лица.
- Что он такой скучный? - подумалось мне.
В антракте мы познакомились. У этого паренька действительно оказалась единственная в своем роде забота. Он - строитель. Сейчас он возводит клубный корпус Дворца культуры рядом с уже открытым театром. Недавно постройком поручил Яше написать о Дворце культуры Ленинской слободы двадцать строчек для отрывного календаря на 1935 г.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Техникум циркового исскуства