1940 год

П Лопатин| опубликовано в номере №85, сентябрь 1927
  • В закладки
  • Вставить в блог

<часть текста утрачена>

Так дорого расплачиваемся мы сегодня за то, что бездорожные степи Казахстана разобщили Сибирь и Туркестан.

Но 1940 год не похож на 1927. Проложенная Семиреченская дорога перебросит кратчайшим путем в Туркестан дешевую сибирскую пшеницу. А это даст возможность Туркестану освободить для посевов хлопка сотни тысяч десятин поливных земель, теперь засеваемых пшеницей. Широко же поставленные оросительные работы еще дальше отодвинут сыпучий, горячий песок, заменив его пушисто - белым хлопчатником, и в результате 1940 год даст не то что дает наш 1927.

- Прежде всего - американцы лишаться тех миллионов, которые мы, платим им сейчас: нам почти не понадобится иностранный хлопок. Затем - исчезнут очереди у город с к и х мануфактурных магазинов. Потому что общая выработка одних только хлопчатобумажных тканей на советских фабриках вырастет до 5.100 миллионов метров.

Вам непонятна эта цифра? Попробуйте обернуть наш земной шар по экватору лентой годовой выработки советской хлопчатобумажной ткани в 1940 г. и вам придется проделать это 130 раз. Потому что 130 раз обернется лента выработки 1940 года вдоль экватора. Так не похож 1940 год на 1927.

Великий путь

Дальше на запад, через голодные степи и солончаки Прикаспия - к Волге и Дону. И снова человек 1940 года не узнает здесь того, что видел он в 1927 г. Потому что и здесь за этот 13 - летний период советское строительство «подведет итоги четырех вековой истории великого начинания - великого пути из Волги в Черное море.

Родилась эта история в Константинополе, во дворце могущественного султана Селима II на совете его военачальников. Шла речь о походе Русь, о наказании строптивого русского царя Ивана Грозного за его предерзостное отношение к Великой Порте. Рассерженный султан решил раз и навсегда покончить с Москвой и поразить царя Ивана в самом центре его страны. И им был выработан план этого великого похода: его «инженеры» должны прорыть канал между Волгой и Доном, чтобы могущественный турецкий флот мог войти в Волгу.

Турецкие «инженеры» только сотни людских жизней погубили на этой каторжной работе, да исковыряли землю около теперешнего Сталинграда. Большего сделать им оказалось не под силу. Не успели затянуться землею и зарасти лесом овраги, вырытые рабами Селима, как снова, через 130 лет после первой попытки, на этом узком перешейке между Волгой и Доном появились тысячи рабочих: это полковники Петра I согнали сюда толпы подневольного люда рыть кратчайший путь для выхода волжских товаров на иноземные рынки через Дон, Азовское и Черное море. И здесь снова неудача: нет канала, и только новые горы вынутой земли и новые глубокие овраги говорят о попытке второго самодержца.

А после на всем протяжении истории - от Петра I до Николая II - десятки проектов русских и иностранных инженеров все о том же: о Волго-Донском канале, который заставит Волгу течь в Черное море.

Все это я о прошлом, в далеком прошлом. А сейчас: настойчивые указания Владимира Ильича, что «Волга - Дон - первоочередная работа», уже законченные изыскания, составленный проект, начатые работы по углублению Ростовского порта (потому что и это входит в проект великого пути Волга - Дон - Азовское море) и со дня на день ожидаемое разрешение начать основные работы по прорытию канала.

К 1940 году этот путь уже будет давно закончен. Волга потечет в Черное море. Волга перестанет быть закрытой рекой. Волга откроет громадному Поволжью широкий, дешевый выход на иностранные рынки.

И через новый Волго-Донской канал потечет на баржах и пароходах миллиард пудов ежегодных грузов - хлеб, руда и лес. Потечет для того, чтобы, пройдя через усовершенствованный, ставший мировым Ростовский порт, снова отвоевывать себе потерянные за время войны и революции хлебные и лесные рынки.

Железо в объятьях угля

Дальше и дальше на 8апад... Донбасс и Кривой Рог. Железо и уголь.

Они не могут жить друг без друга. Они или останутся спокойно лежать в недрах земли, или, выйдя на поверхность, уголь неизбежно придет к железу, а железо - к углю. И вместе они создают то, что носит название черной металлургии (чугун, железо и сталь) и что является действительным повелителем мирового хозяйства.

Потому что все шумные машины современной промышленности с их винтами и зубчатыми колесами, с их моторами и паровыми молотами, весь этот мощный аппарат приводит в движение сахарную, химическую, хлопчатобумажную, кожевенную, стеклянную и др. промышленности, все развитие железных дорог, все величие торговых флотов, - все это рождается в доменной печи, где впервые куски грязной бесформенной руды превращаются в чугун. Потому что металлургия определяет победу и на полях сражений: весь вопрос о победе в прошлую мировую войну сводился к тому, кто выбросит большее количество металла, кто сумеет скорее и беспощаднее выжечь чужой фронт ураганным огнем своих орудий. А разве пушечная фабрика всего лишь не отделение металлургического сталелитейного завода?

Вот почему так заманчиво для нас это соседство Донбасса и Кривого Рога - угля и руды. И вот почему именно здесь, в Кривом Роге, - центр нашей теперешней и будущей металлопромышленности.

Сейчас металл нам нужен «до зарезу». Стоит только заглянуть в основные отрасли нашей хозяйственной жизни, чтобы понять, как бесконечно необходима всем им самая энергичная и быстрая помощь нашей металлургии.

Наша деревня страдает от недостатка сельскохозяйственных машин; крестьянину нечем поправить свой совершенно износившийся инвентарь. Значит - надо бросить металл на завод сельскохозяйственных машин и в деревню к крестьянину.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены