После этого описывается в жалостливых тонах нападение литовских хулиганов на девушку в Чубаровском переулке.
В отдельных местах песня поднимается до подлинной трагичности:
«Скоро кончилось издевательство,
По углам разбежалась шпана,
Только девочка без сознания
Продолжала валяться одна».
Здесь мы видим отражение новой морали в фольклоре этого типа.
Но героики в этой песне нет: она не может заменить баллады об идеализированном хулигане Аржаке.
И тогда в успешную борьбу за популярность среди колхозной молодежи вступает душевная партизанская песня «По долганам, по загорьям шла дивизия вперед». Ее привезли в каргашинский колхоз демобилизованные красноармейцы и моряки. Одна из немногих - эта песня по - настоящему задевает чувства людей. Она проникает к людям без посредников. Любовь к романтике, тягу к лиричности она направляет в большевистскую сторону:
«И останутся как в сказке,
Как манящие огни
Штурмовые ночи Спасска,
Волочаевские дни...»
Не одна хорошая песня есть в арсенале советской поэзии и музыки: отличные стихи Бедного, Маяковского, Жарова, Асеева переложены на музыку квалифицированными композиторами. Многие из них могли бы вытеснить безвкусицу, мещанство и безысходность люмпенфольклора, победить пошлый романс. Большевистская культура осваивает прекрасные классические песни, о которых говорил А. Косарев. Они могут помочь советским композиторам и поэтам завоевать массы.
Но мы объявляем всевозможные конкурсы на новые песни и забываем о том, что у нас уже есть хорошие песни, неизвестные рабочим и колхозникам.
Нельзя забывать о созданных и потерянных песнях. Большая работа советских композиторов и поэтов так же как и великое наследство близкой для нас классической песни часто теряется в безвоздушном пространстве. Этих песен не знают, этих песен не поют. Они умирают где - то на неведомых полках, в переплетенных для истории комплектах, в запыленных книжках.
О бездарной работе людей, выпускающих пластинки и песенники, говорилось бесконечно много. Пора придти к этим людям с лучшими песнями, и до тех пор не давать им самоуспокаиваться, пока песенники и пластинки в изобилии не появятся в стране.
Мало еще этих хороших, наших песен. Тем бережнее их надо собирать и хранить. Пока еще немногочисленные удачи советской музыки и поэзии не могут утолить огромной жажды к песне. Работая над песней, мы обязаны прислушаться к голосам Марфуши, Нины, Николая.
Они любят лирическую теплоту, жизненную трогательность, сюжетную занимательность. Если ребята не найдут всего этого в наших песнях, они возьмутся за песни чужие. Ведь во многих из них, отвергаемых нами, есть и занимательность, и лирика, и чувство.
Полезно будет запомнить напоследок такую картинку.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.