Потерянные песни

А Кронгауз| опубликовано в номере №258, июнь 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

Леля больше бежать не могла,

И глаза ее тут закрылися.

И упала тут Леля мертва».

Любовная лирика переплетается здесь с явно бандитскими сюжетами.

Романтика бандитизма и хулиганства с давних пор, со времени «славного российского мошенника Ваньки - Каина», кочует по российским городам и деревням. Молодежь любит острый, приключенческий, необычный сюжет. Городская хулиганская песня ворвалась как протест в монотонную жизнь старой деревни; она не встретила соперничества и крепко врезалась в быт. Так, через десятилетия проникла в колхоз песня о хулигане Аржаке.

Хулиган дается в этой песне как герой, пострадавший за идею. Он, видите ли, законченный, классический хулиган, но дерется без ножа, и этим восхищается неизвестный автор песни. На Аржака напали другие хулиганы:

«Аржак вынул бутылку,

И стал он драться ей,

И в грудь ему вонзили

Четырнадцать ножей!»

И вот герой песни Аржак вскакивает на извозчика:

«Извозчик, за полтину

Вези меня скорей!

Я кровью истекаю

От финских кинжалей!»

Последние строчки поются всерьез и с дрожью в голосе: «Бедный Аржак, пострадавший за идею!»

Впротивовес хулиганской романтике проникли в деревню новые песни. Излюбленные хулиганские, трагические мотивы еще остались в этих песнях, но хулиган в них уже не является героем. Неизвестный автор считает его «шпаной и негодяем».

Показательна в этом смысле песня о чубаровцах:

«Про историю, про кошмарную

Я хочу вам сейчас рассказать...»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены