Ты уезжаешь. Бог с тобой!
Оставил мать свою родную
С ее печальною судьбой».
И дальше слушают удрученные печальным напевом колхозники жалобу матери на свою судьбу. Сын был ее единственной отрадой и надеждой. Мать сидела у колыбели сына и мечтала о том, что он будет ее опорой. Но «он ушел в страну чужую, и мать одна в краю родном».
Есенинская «старушка» фигурирует во многих популярных и трагических песнях каргашинского колхоза им. Л. М. Кагановича. Даже в песне о демонической женщине, подбившей честного парня на воровство, сын обращается к той же самой безответной маме.
Он влюбился в девчонку которая его завлекала различными способами. Ей нужны были наряды и балы. Она требовала от скорбного героя денег и заставила его пойти воровать. Только тогда раскрыла она свои объятья. После этого, как полагается, шампанское лилось рекой, а под конец герой попал в тюрьму.
После освобождения он обнаружил злостную измену. И вот:
«Свеча догорает. Мне жизнь немила.
О милая, добрая мама!
И вот, я решился покончить с собой.
О, сколько позора и срама!»
Если бы определить по этому печальному фольклору свойства «русской души», можно было бы придти к выводу о оплошной, массовой упадочности. К счастью, безысходность рассеивается множеством жизнерадостных и остроумных рязанских частушек и прибауток.
Но сначала об этой самой «смертельной лирике».
Тяга к трагическим песням прославила в деревне многие чуждые песни.
Чего стоит, например, знаменитый «Соколовский хор у Яра»:
«Но судьба несправедлива,
Как она бывает зла!
Зайда где - то простудилась,
И, бедняжка, померла».
А вот подражание популярной когда - то бульварной песне «Коломбина».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.