ПАРЕНЬ. Тоня, пойдемте танцевать.
ДЕВУШКА. А вы откеда меня знакаете?
ПАРЕНЬ. С ткацкой. Неужели не помните?
ДЕВУШКА (обращаясь к подруге). Чего он прилип? Я его не припухаю...
Кто эта девушка? Почему она отвечает парню таким языком? Кто она: беспризорная или юная правонарушительница, позаимствовавшая словечки из воровского жаргона?. Нет. Она ударница ткацкой фабрики. Она окончила семилетку. Она бывает в театрах и берет книги в библиотеке. Где происходит разговор? В грязном переулке, в пивной? Нет, в огромном залитом электричеством клубе «Текстильщики», где ставятся пьесы Шекспира и читаются лекции о Пушкине.
Тоня К., работница ткацкой фабрики «Пролетарка» (город Калинин), искренно убеждена в том, что говорить «припухаю» вместо «припоминаю» или «знакаете» вместо «знаете» - значит быть оригинальной, «интересной». Это должно будто бы заинтриговать парней. И Тоня К. уснащает свою речь уродливыми словечками, отвратительными «перлами» блатного жаргона.
Никто не видит в этом ничего тревожного. Наоборот. Как сообщает калининская газета «Сталинская молодежь», клубные работники и комсомольские активисты стараются не отстать от Тони К.
В Москве, в клубе завода «Манометр», нам довелось услышать от одного комсомольца такую фразу:
- Работа у нас стоит на киселе.
- Что это значит? - опросил я.
- Ну, на киселе... плохо, значит, идет работа.
Речь этого комсомольца (между прочим, одного из лучших стахановцев завода) была пересыпана всевозможными ненужными вставными словечками: «вот», «ну», «значит» и т. д. О своем товарище, проступок которого должен был разбираться на заседании комитета ВЛКСМ, он выразился так:
- Мы его на комитете разденем.
Этот комсомолец с гордостью рассказывал мне, что за последний месяц прочитал роман «Человек меняет кожу» и был в театре на постановке «Платона Кречета».
- Я, значит, не только свои рекорды выполняю, но и по культурной линии пошел далеко вперед...
Однако трудно было согласиться с тем, что мой собеседник действительно ушел «далеко вперед» в области культуры...
На одном ленинградском заводе недавно собрали молодых стахановцев. Участвовал в совещании весь цвет завода: стахановцы, инженеры, члены комсомольского комитета. Говорили на самые острые, волнующие темы: о расходовании заработка, о личной жизни, о семье и т. д. Совещание было так обставлено, что выступавшие могли говорить совершенно непринужденно. Разговор был, что называется, по душам. И все же...
ВОПРОС. Деньги у вас, главным образом, идут по линии улучшения питания?
ОТВЕТ. Да, по линии улучшения питания, и одежду покупаем.
ВОПРОС. Давно вы включились в стахановское движение?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.