Пушкин умел одним словом, одной фразой добиться необыкновенно сильного смыслового эффекта. Приведем эпиграмму, которую однажды сымпровизировал ПУШКИН И В КОТОРОЙ ОН, не употребив ни одного неприличного выражения, смешал Булгарина с грязью и даже хуже того... Вот что рассказывает писатель граф В. Соллогуб. Находясь как - то вместе с Пушкиным в книжной лавке Смирдина (бывшей в то время чем - то вроде писательского клуба), он начал сочинять стихи:
«К Смирдину как ни зайдешь,
Ничего там не найдешь,
Ничего ты там не купишь,
Лишь Сенковского толкнешь...»
Дальше у него не выходило.
«Эти четыре строки, - пишет Соллогуб, - я сказал выходившему Александру Сергеевичу, который с необыкновенной живостью закончил: I «Иль в Булгарина наступишь!»
Далеко не все эпиграммы Пушкина были им напечатаны: одни не пропустила цензура, другие он сам не хотел давать в печать, довольствуясь их распространением в списках или из УСТ В уста.
В своей неоконченной статье о поэте Баратынском Пушкин писал: «Эпиграмма... скоро стареет и, живее действуя в первую минуту, как и всякое острое слово, теряет всю свою силу при повторении. Напротив, в эпиграмме Баратынского сатирическая мысль приемлет оборот то сказочный, то сатирический, то драматический и развивается свободней и сильнее. Улыбнувшись ей как ОСТРОМУ слову, мы с наслаждением перечитываем ее, как произведение искусства».
То же самое можно сказать и об эпиграммах самого Пушкина.
В 7-м номере читайте о нашей первой женщине-дипломате Александре Коллонтай, об истории написания портрета баронессы Икскуль фон Гильденбант – одного из самых известных произведений Ильи Репина, о жизни известнейшего театрального деятеля Владимира Ивановича Немировича-Данченко, о наших замечаетельных мастерах – реставраторах Русского музея, о создании свадебного марша Мендельсона, о великом русском ученом и путешественнике Николае Николаевиче Миклухо-Маклае, новый детектив Елены Колчак «Смерть в замке» и многое другое.