Неизгладимая печать

С Бонди| опубликовано в номере №288, декабрь 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

Приведем, наконец, эпиграмму Пушкина на лицейского доктора Пешеля. В ней упоминается о случае, взволновавшем в 1816 году лицеистов: их дядька, сторож Саванов, оказался грабителем, убившим в Царском селе несколько человек. В этой эпиграмме уже применен один из любимых приемов Пушкина: соль эпиграммы, ее острие, появляется неожиданно, только в самом конце, в последней строчке:

«Заутра с овечкой грошовою

Явлюсь пред образом святым.

Мой друг! остался я живым,

Но был уж смерти под косою:

Сазонов был моим слугою,

А Пешель - лекарем моим!»

Выйдя из лицея, Пушкин вскоре попал в гущу литературной борьбы, и, так как именно он стал вождем нового литературного движения, то почти вся борьба и сосредоточилась вокруг его произведений. Пушкину пришлось так или иначе реагировать на самые различные нападения на него: и со стороны критики, и со стороны цензуры, и со стороны правительства.

В этой борьбе одним из любимейших орудий Пушкина была эпиграмма. Он пишет в стихотворении «Совет»:

«Поверь: когда слепней и комаров

Вокруг тебя летает рой журнальный,

Не рассуждай, не трать учтивых слов,

Не возражай на писк и шум нахальный:

Ни логикой, ни вкусом, милый друг,

Никак нельзя смирить их род упрямый.

Сердиться грех - но замахнись и вдруг

Прихлопни их проворной эпиграммой».

И Пушкин «прихлопывал» своими эпиграммами не только докучных журнальных критиков, но и бездарных поэтов и даже иных из своих друзей, даже тех, к которым вообще питал уважение. Так, он не щадил своего старшего друга и учителя - Жуковского, многими стихами которого он восхищался и который сам относился к Пушкину с чисто отеческой нежностью. Пушкин не мог примириться с сентиментально - религиозными элементами поэзии Жуковского и не раз их пародировал в своих произведениях. Жуковский напечатал стихотворение «Тленность» - переведенный с немецкого диалог между дедушкой и внуком на тему о тленности и вечности. Это длинное стихотворение было написано в сентиментальном стиле, довольно вялыми стихами. Вот его начало:

« - Послушай, дедушка, мне каждый раз,

Когда взгляну на этот замок Ретлер,

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены