ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой этот горьковатый напиток в зеленых бутылках? Как получается пиво на гигантах - заводах и стоит ли пить его?
Впервые научились варить пиво около 4000 лет тому назад египтяне. От них способ приготовления пива перешел к грекам и другим европейским народам, и пиво настолько привилось в Европе, что к IX веку не было, кажется, ни одной европейской семьи, которая не варила бы пиво.
В России научились варить пиво с давних пор.
Однако пивоварение стало твердо на ноги только за последнее столетие, а особенно развилось оно с 1900 по 1914 г., Это объясняется тем, что пивоваренная промышленность стала применять последние научные и технические достижения. <часть текста утрачена>.
Эти раздутые достоинства были пущены в свет предприимчивыми, пивоварами - заводчиками, которые и создали, было настоящую славу целебности и полезности пива. Однако, пиво, хотя и заключает в себе некоторые питательные вещества в легко перевариваемой жидкой форме, но количество их так незначительно, что даже очень хорошее пиво не может соперничать хотя бы с овощами.
Постоянное потребление пива в больших количествах делает человека флегматичным, ленивым и равнодушным. Опьянение от пива имеет худшие последствия, чем от вина, что приписывается действию хмеля. Медицина доказывает, что потребление пива в неумеренном количестве притупляет умственную деятельность и отупение наступает тем скорее, чем неумеренное потребляется пиво.
Тем не менее, пиво пьют преизрядно. В Европе и в С. Америке до войны выпивали ни мало, ни много, как... 2.000.000.000 ведер ежегодно. Проходя мимо пивной, не всякий скажет, что меньше всего пьют пива в СССР - между тем это так; всего полведра на человека в год, в то время, как в Баварии - 20, а в Мюнхене - даже 45. На каждого бельгийца приходится всего восемнадцать ведер, а на англичанина - одиннадцать. Ничего себе порция!
Такова история и география пива. А теперь пофилософствуем на его счет.
- Что нужно для того, чтоб из ячменя получить пиво? Солод и дрожжи. А что такое солод? Проросший ячмень. Почему же проросший, а не свежий?
Пожуйте свежий ячмень. Он будет мучнистый, почти безвкусный как...
<часть текста утрачена>.
солод - будет сладкий. В нем будет сахар. Откуда же взялся этот сахар? Из крахмала, которого в ячмене очень много. Превращает же его в сахар особое вещество, которое появляется в зернах при прорастании - фермент диастаз.1)
Этот фермент обладает удивительным свойством - переводить гору крахмала в сахар, - и при этом диастазу не прибавится и не убавится. Как будто диастаз это - какой - то волшебный кран, сквозь который крахмал проходит, превращаясь в сахар.
Ну, а для чего надобны дрожжи? А дрожжи переводят сахар в спирт. Этот спирт из сахара дрожжи делают тоже при помощи фермента, но другого - бродильного. (Дрожжи - это маленькие, едва заметные глазу грибки, похожие на крошечные яички Они хорошо живут и размножаются только в теплом сахарном растворе. Они потребляют сахар и расщепляют его на спирт и углекислоту, от которой бродящее вино, квас и сахар пенятся, а бродящее тесто - поднимается, всходит. Бродильный фермент находится в каждом дрожжевом грибке, и так же как и диастаз, во время работы не расходуется и не прибавляется.
Эти ферменты, как и другие (есть фермент в слюне - называется птиалин - он тоже крахмал превращает в сахар; есть ферменты в органах пищеварения - пепсин и трипсин - они изменяют белки нашей пищи и делают их перевариваемыми), долго казались свойственными только живым существам, принадлежностью только живого тела, которая самым коренным образом и отличала живое от неживого.
Сторонники всякого « духа» торжествовали - « вот тут та грань между живыми и неживыми, которую не перейдешь».
Но и эта карта скоро оказалась бита... Возьмем щепотку порошка перекиси марганца и бросим в стакан перекиси водорода, которою полощут горло во время жабы или ангины. Перекись разложится на кислород и водород, а порошок останется без изменения и может, не изменяясь разложить хоть целое море перекиси.
Точно так же железо может соединять азот 2) с водородом 3) в каком угодно количестве, т. - е. может действовать как фермент.
Но попробуйте подбавить к железу ядовитого мышьяку или фосфора, и оно перестает действовать. Оно отравится, как отравимся мышьяком и фосфором мы с вами и наши ферменты с нами.
Мало того, - хлороформ, например, на время усыпляет животных и растения, если его взять в меру. И тот же хлороформ усыпляет на время и ферменты и точно так же усыпляет и железо.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Эпилог к роману «В степных просторах»