Опыты Манойлова
В ЛЕНИНГРАДЕ, в тихой и скромной лаборатории, работает оригинальный ученый, Е. П. Манойлов.
Почти тридцать лет тому назад, будучи молодым судебным медиком, он стал в одном процессе в тупик, когда надо было выяснить, принадлежит ли пятно на платье убийцы крови мужчины или женщины. С тех пор он непрерывно работает над вопросом об определении пола человека (или животного) по химической реакции крови. В последние годы ему удалось, по-видимому, решить эту задачу.
Перепробовав десятки различных химических реактивов, он, наконец, остановился на одном, с помощью которого почти безошибочно отличает мужскую кровь от женской.
Правда, насчет этой « реакции крови по Манойлову» в науке еще нет единодушия, но сам Манойлов и некоторые другие ученые, проверявшие его способ, утверждают, что ошибки в определении попа бывают только при известных условиях и всегда легко объяснимы. Реакция эта прихожими к людям, а при наличии некоторых болезней получается обратный Результат: кровь мужчины дает женскую реакцию, а женщины - мужскую.
Так, напр., нормально мужская кровь под действием манойловского реактива обесцвечивается, а женская остается окрашенной (фиолетовой). Если же взять кровь женщины, больной базедовой болезнью, даст бесцветную жидкость (мужская реакция), - напротив, кровь мужчины, страдающего половым бессилием, имел женский тип (фиолетовое окрашивание).
Постепенно выясняется, при каких именно болезнях у мужчин бывает, так сказать, женский тип крови, а у женщин - мужской. Так, напр., в последние месяцы ленинградскими учеными установлено, что в ряде душевных болезней, а также при многих половых извращениях тип крови бывает неправильный: у мужчин женский - и обратно. При отсутствии же этих болезней, способ Манойлова, по-видимому, надежно решает вопрос о поле животного по его крови.
Любопытно, что с помощью этого способа можно определять также пол будущего плода, до его рождения.
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ идеи Манойлова состоит в том, что с ее помощью можно определить « М» и « Ж» (« мужское» и « женское» начало) не только у людей и животных, но и в мире растений.
Реактив употребляется тот же самый, реакция « окисления» происходит здесь, как и выше.
Вместо же крови - у растений берется их сок: уже сравнительно давно установлено, что красящее вещество - « гемоглобин» в кровяных шариках у животных и « хлорофилл» в соках растений по своей химической природе очень близки между собой. Сок у растений - то же, что кровь в мире животном.
И вот, исследуя пол двудольных растений, Манойлов пришел к поразительному результату, такому же, какой мы видели выше: если вытяжка из мужского экземпляра растения, то жидкость очень скоро обесцвечивается, а если из женского - она остается окрашенной.
Это доказывает, что действительно существует кровное родство между двумя царствами природы - животного и растений. Впервые в науке это родство доказано таким образом на опыте.
НО Манойлов и этим не удовольствовался.
Раз решен вопрос об определении пола у животного и растений, т. - е. в живой природе, то нельзя ли, исходя из тех же способов исследования, обнаружить « мужское» и « женское» начало также и у минералов - в так наз. « мертвой» природе.
В этом направлении Манойлов работает лишь с недавнего времени и покуда успел подвергнуть изучению только 12 видов минералов. Очень эффектны его опыты с минералом « пиритом», которые мне пришлось лично видеть у него в лаборатории.
Пирит кристаллизируется в двух видах: в виде куба и в виде особой сложной фигуры, так наз. « додекаэдра» 12 - грешника). И вот, если все тот же единый реактив налить в пробирку с кубическими кристалликами - получится обесцвечивание жидкости (« мужская» реакция), а если сделать это с 12 - гранными кристалликами - получится фиолетовое окрашивание, которое не исчезает - т. - е. « женская» реакция.
Таким образом, идея единства всех трех царств природы, всей природы в целом получила новое подтверждение, на этот раз путем прямых опытов, в стеклянной пробирке.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Эпилог к роману «В степных просторах»