Эпилог к роману «В степных просторах»
ДОЛГО пылало раскаленное небо. Долго цеплялся за край земли багрово - огненный шар. Потом провалился куда - то совсем.
Шайтан накинул на землю черную кошму.
Но все - равно жарко и душно в степи.
Перемешались степные запахи - горькая полынь, парное молоко, кизячный дым и теплый навоз, кружат голову.
Тяжело пыхтит скот. Медленно бродят черные тени людей около костров. Звенят кузнечики в траве, стонут перепела. А высоко над землей разбрелись небесные овцы. Должно быть, от кизячного дыма моргают яркими трепещущими глазами.
Широким кругом сидят люди на корточках около потухающего костра. Строчат слюной по теплой золе. Лениво и тихо воркуют.
Пронеслась кровавая метель по степи. Давно миновала. Затихла. И так же, как с восходом солнца пропадает едкий запах полыни, так же скоро миновала едкая горечь обид. Ее сменила надежда на лучшую мирную жизнь.
Только у старого Мусы остался в душе легкий осадок полыни. Но хорошо знает Муса, что все тяжелое и страшное позади. И ему хочется рассказать об этом тяжелом прошлом и о том, как хорошо теперь заживает киргизский народ на вольных степных просторах.
И когда джигиты посмотрели в его сторону, старый Муса начал:
- Вот слушайте...
- Когда бог построил мир, он собрал всех царей. И каждого поочередно спрашивал:
- Доволен ты землей, которую я дал твоему народу?
Цари падали на колени и говорили:
- Благодарю тебя, великий Аллах. Земля, которую ты дал нам, хорошая. И народ мой доволен ею.
Когда очередь дошла до киргизского хана, он тоже упал на колени и сказал:
- Я тоже благодарю тебя, Аллах, за ту землю, которую ты мне дал. Земля хорошая. Хаять нельзя. Но мне обидно, что ты дал нам одну безлесную равнину. Нет возможности окинуть ее глазом и нет бугорка, с которого я мог следить за тем, что делается на моей земле.
Подумал бог и сказал своим строителям:
- Соберите все, что осталось у вас от постройки земли, и сделайте посреди степи место, на котором были бы леса - самыми тенистыми, пусть будут его горы - самыми красивыми и пусть будет вода в его озерах сама чистая и прозрачная. Когда верблюд искупается в озерах, он будет белый как снег.
И сделали строители так, как велел бог. А бог позвал еще раз хана и сказал:
- Я сделал так, как ты просил, но ты должен помнить, что земля, которую я дал, принадлежит не одному тебе, а всему киргизскому народу. Ты будешь жить на этой земле и будешь править киргизским народом по закону, который я дал тебе. А чтобы ты не нарушал закона и не притеснял народ, я пошлю в степь могучего орла. Он будет жить на самой красивой и высокой горе и оттуда будет следить за тобой. Если ты будешь нарушать закон и будешь притеснять народ, орел будет наказывать тебя так, как я велю.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Экономическое значение охраны природы