Поскольку любой клуб есть организация, меня, естественно, интересовало, на каких организационных принципах стоит «ЭТО». У меня как раз гостевало трое ребят из клуба. Чтобы не пугать их учеными словами – а заодно не пугаться самому, – я поставил вопрос в приземленной, бытовой форме:
– Как вы подбираете людей в свою компанию?
Парни немножко подумали, после чего буквально ошеломили меня зрелостью и, я бы сказал, социологичностью мышления. Они сказали, что по принципу отбора компании (из снисхождения ко мне ребята приняли этот термин) делятся на шесть видов:
I. Вариант необитаемого острова – затонул корабль, кого выбросило на дикий берег, те и компания. Чистая случайность.
П. Вариант отбора по ведущему признаку – например, общество филателистов, болгарское землячество в Москве. «Союз рыжих» у Конан-Дойля и пр.
Ш. Вариант потока – допустим, турбаза или молодежное кафе. Люди меняются, но общий характер, атмосфера остаются.
IV. Вариант целевой группы – скажем, несколько конструкторов решают изобрести велосипед. Приглашают специалиста по шинам, по спицам, завхоза, секретаря-машинистку и т. д. Изобрели – и помахали друг другу лапками: дело сделано, больше собираться незачем...
Было еще два варианта, но их я не запомнил.
Надо сказать, меня ошеломил не столько богатый выбор вариантов, сколько сам уровень мышления этих ребят, не получивших никакого специального гуманитарного образования, разве что у себя в клубе.
Я спросил:
– Ну, а «ЭТО» – он к какому варианту относится? Один паренек сказал:
– Ближе всего к потоку. Кто хочет, пришел, кто хочет, ушел. Ядро остается, атмосфера остается. У нас в Ростове студент филфака даже делал доклад «Клуб как открытая система».
Его товарищ на секунду напряг лоб и выдал формулу:
– Клуб – это пульсирующая форма духовности. Я поинтересовался, как у них насчет традиций.
Ребята пожали плечами:
– Неофициальные, пожалуй, есть. Скажем, забота о новеньких.
– А ритуалы?
Все трое покачали головами:
– Нам они не нужны.
А один, чуть подумав, добавил:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.