Дурак, не умея петлять, идет к цели прямым путем: чего хочет, то и просит. В результате экономится куча времени, которая у умного уходит на петли.
Не умея рассчитать отдаленные последствия своих поступков, дурак вынужден действовать, полагаясь лишь на свое представление о справедливости, проще – на совесть. С дураком тоже будут поступать по совести, ибо – еще одна веками утвержденная мудрость! – долг платежом красен.
Дурак, как правило, плохо понимает людей. Он, может, и рад бы подладиться к собеседнику, да не умеет. Приходится оставаться самим собой, что вызывает уважение и симпатию.
Короче, дурак ведет себя естественно, действует откровенно и по совести, именно этим располагая людей к себе. Наверное, любой из нас с наслаждением обвел бы вокруг пальца Растиньяка или Остапа Бендера. Но у многих ли хватит низости обмануть князя Мышкина?
Вероятно, в силу изложенных причин и получается, что «дураку везде счастье»...
Ну, ладно – глупому хорошо. А нам, умным, как быть? Неужели нам счастье заказано?
Вовсе нет. Счастья в мире много, на всех хватит. Просто давайте попробуем жить естественно, откровенно и по совести.
Может, тогда и поймем до конца мудрую глубину русских сказок, в которых на поверку самым умным оказывается именно Иванушка-дурачок...
Итак, Татьяну Викторовну взяли работать с детьми. Но взять мало, надо еще и оформить. Использовали единственную свободную ставку, и стала наша героиня руководителем драмкружка. Теперь можно было вплотную приступать к новой жизни.
Ставить спектакли, даже самодеятельные, Татьяна Викторовна не умела. Вероятно, могла бы быстро научиться, но не стала. Стала делать то, к чему лежала душа. Черновая идея была – эстетическое воспитание.
Она обошла несколько школ, в которых прежде выступала, и позвала ребят на открытие клуба подростков, увлеченно, хотя и туманно изложив его программу. Человек тридцать на первую встречу все же пришли. Поскольку опыта клубной работы у начинающей руководительницы не было, она сделала то, что умела наверняка: прочла лекцию.
Так уж повелось, что множество живых и мертвых дел начинается у нас одинаково – с лекции. Поэтому в первом шаге Татьяны Викторовны не было ничего особенного. Особенной была тема лекции.
Один из старожилов и основателей клуба, ныне двадцатитрехлетний Леша, сформулировал эту тему так: «О карнавализации и меннипее».
Впечатляет? (Для справки. Меннипея – сложный и редкий литературный жанр, в котором написан, в частности, гениальный роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Карнавализация... Впрочем, о ней разговор еще будет.)
Я спросил Лешу:
– Как ты воспринял эту лекцию? Он ответил:
– Я был ошеломлен.
– Все понял?
– Ну что вы! Конечно, нет.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
...и другие футбольные заповеди тренера тбилисского «Динамо» Нодара Ахалкаци
Рассказ