В подобную ситуацию мне недавно пришлось вмешиваться в одной московской школе. Там ученица написала в школьном сочинении, что Катерина из «Грозы» Островского никакая не героиня и покончила она с собой только потому, что у нее слабая воля. А человек со слабой волей героем классического произведения быть не может. Вот так. Мне горько об этом вспоминать, но девочку эту высмеяли на всю школу. Учительница, ребята проходу не давали: «Смотрите, мол, Белинский выискался». И девочка, растерянная и истерзанная, написала в молодежную газету, и мне пришлось публично отвечать ей, а главное, всем ее хулителям в том смысле, что если школьник не может высказать свое собственное мнение о любом художественном произведении, то, значит, атмосфера в данном классе сложилась явно непорядочная и вредная для воспитания ребят. В следующий раз девочка эта должна будет написать не то, что думает, а позже такая беспринципность станет привычной чертой ее характера.
Или вот такой случай. В школу на Сретенке пришли два корреспондента молодежной газеты, чтобы взять интервью у лучшего ученика. Вызвали парнишку прямо с урока, ничего толком не объяснили и стали задавать вопросы. Об учебе, об общественной работе, о товарищах, с которыми он учится, о планах на будущее. Парень действительно очень хорошо учился, даже занимался на подготовительных курсах в МГУ и, не зная, для чего его спрашивают, откровенно им сказал о том, что на общественную работу времени у него не хватает и что в классе много таких ребят, которые совсем не загружают себя учебой, вот пусть, мол, они и занимаются общественными делами. Корреспонденты это интервью дословно опубликовали, да еще в своем комментарии обозвали парня «антиобщественником и самовлюбленным всезнайкой». Пришлось мне с драматургом Леонидом Зориным ехать в эту школу, выяснять там все обстоятельства, вступаться за парнишку. Но значат ли что-нибудь все эти наши беспокойства по сравнению с той душевной травмой, которая была нанесена мальчику?! Ведь после такого «интервью» человек может только все время настороженно следить, а нет ли снова ловушки, и думать: лучше не скажу вообще ничего, чем скажу правду. Вот так в юной душе невольно воспитывается беспринципность – одно из худших, по-моему, человеческих качеств.
Мы обязаны постоянно разъяснять молодежи, призывать ее к тому, чтобы при любых обстоятельствах она вела себя порядочно. Нельзя мириться с теми, кто в ответ на наши укоризненные замечания говорит: «А что, я один так поступаю?» Как только такая фраза слетает с уст молодого человека, я отвечаю: «Ну хорошо, поступай и ты так же. Записывайся в непорядочные прямо с пионерского возраста, если у тебя не хватает сил и мужества противостоять хамству».
Наша молодежь сегодня сама прекрасно разбирается, что плохо и что хорошо. Но у нас, к сожалению, нет в руках волшебной папочки, и мы не можем сразу изменить нашу жизнь так, чтобы все кругом стало хорошо и все до одного были только порядочными, то есть жили согласно общепринятым нормам морали. Однако мы можем и должны обращаться персонально к каждому: постарайтесь не сдаваться, постарайтесь не капитулировать перед непорядочными людьми, не вступайте в их ряды, не говорите: с волками жить – по-волчьи выть, и тогда нас станет много и непорядочные люди будут нас бояться.
Когда я учился в театральной школе, у нас на курсе люди были в подавляющем большинстве, бесспорно, порядочные. И поэтому жилось нам всем хорошо, жилось дружно. У нас сама атмосфера была такова, что непорядочный человек просто вынужден был ломать свой характер. Вот что очень важно для формирования личности – коллектив, в котором такая атмосфера. То есть хороший в нравственном отношении микроклимат. Микроклимат класса, цеха, завода, научного учреждения.
Если в человеке заложено либо природными генами, либо воспитанием в школе, либо примером дедушки, бабушки, родителей сопротивление всему плохому, если активная жизненная позиция стала внутренним убеждением человека, то он будет способен противостоять любым проявлениям непорядочности. Помните пример с Джордано Бруно: ведь согласись он в конце концов с инквизицией, что она, Земля наша, не вертится, и дожил бы до своей естественной смерти, я в этом не сомневаюсь. Но не сказал, не поступился истиной, не изменил своему пониманию порядочности...
Удивило меня поведение большого ученого, о котором рассказывается в очерке «Как выяснять отношения». Не берусь судить о его научных заслугах, но уверен, что как человек он поступил непорядочно. Некоторые люди, пока ходят в рядовых работниках, приветливы и разговорчивы с сослуживцами, но только выбьются в начальники – смотришь, носы задрали и видят уже не каждого и здороваются не с каждым. К сожалению, не все выдерживают испытания должностью. Бывает, вылетит фраза: «Некогда мне. Много вас, а я один!» Вот такое равнодушие к ближнему и есть проявление самой элементарной непорядочности.
Откуда же берутся непорядочные люди? Можно, конечно, взять в качестве ответа на этот вопрос известную поговорку: в семье не без урода. Да, иные пороки свойственны людям от природы, однако культура любого человека все-таки закладывается воспитанием, и прежде всего воспитанием, которое осуществляется до 16 – 18 лет. Нравственные основы, заложенные в процессе этого воспитания, являются фундаментом всей дальнейшей жизни человека.
Детям, подросткам в юные годы свойственно подражать, подпадать под влияние других, бывает, не самых лучших, зато более «ярких» натур. Попадал под такое влияние и я с товарищами. Порою нашими «кумирами» становились те, кто играл в карты, кто знал многое о том, о чем мы еще и понятия не имели, кто уже попивал вино. Сейчас мне кажется это смешным, но кое-кого из нас винно-картежное болото засосало, к сожалению, надолго... Или такой пример. «Удивляюсь, – сказала как-то при мне пожилая женщина, – была недавно на «барахолке». Раньше, бывало, мужика-то не затащишь туда. чтобы купить-продать, совестно ему. А теперь что? Молодые парни – кровь с молоком – стоят и торгуют женскими дубленками и сапогами. И не совестно им – считают это в порядке вещей. Непорядочно как-то».
Проходишь мимо некоторых теле фонов-автоматов и видишь обрывки проводов – трубки оторваны с корнем. Чаще всего это дело рук подростков. Конечно, это хулиганство, но что предшествовало ему? Чаще всего полнейший педагогический вакуум в воспитании, в формировании личности подростка. А ведь учатся эти подростки в наших школах, воспитываются в наших коллективах. Значит, в свое время в их нравственном воспитании что-то было упущено, где-то было проявлено безразличие, равнодушие старших к неблаговидным поступкам. На мой взгляд, вот это равнодушие и является основой любой непорядочности...
Евгений Карасев, Омск
Для меня порядочность человека начинается не с каких-то глобальных и высоких качеств, а с самых обыкновенных и простых, которыми руководствуемся мы ежеминутно, на каждом шагу нашего бытия. Не берусь со всей исчерпывающей полнотой и точностью назвать эти качества, но думаю, что самые важные из них – это доброта, честность, справедливость, чуткость, отзывчивость, самокритичность. Мне кажется, что именно эти качества прежде всего надо воспитывать в только еще формирующейся личности.
Я как-то обратил внимание, что в последнее время уходит мода на очень известных и популярных некогда драматургов, в пьесах которых поднимаются сложные проблемы науки, в частности атомной физики. Люди с огромным интересом бросились тогда в зрительные залы смотреть, как на сцене физики и химики вместе с политиками размышляли о судьбах мира и будущих цивилизаций. Сейчас эти пьесы повсеместно отошли на второй план: зритель очень быстро понял, что в исследовательские планы физиков и химиков он вмешиваться не может. Но он может бороться с непорядочными людьми – физиками, химиками, политиками. Вот почему сегодня в театре произошел поворот в сторону пьес, рассказывающих о человеке и его духовном мире с доверительностью и уважением, которые зритель любой страны понимает и ценит, утверждающих такие простые общечеловеческие понятия, как дружба, любовь, нежность. Есть сегодня дружба? Есть, конечно. Любовь есть? Бесспорно. Нежность есть? Есть. Но людям надо не только в жизни иметь, но и со сцены получить подтверждение того, что есть друзья, которые подадут руку, когда будет трудно, что есть любовь между мужчиной и женщиной и любовь к детям, способная – только она одна – остановить то безумие, которое может свалиться на супругов, задумавших разводиться, что есть нормальные порядочные люди, которые живут не только для себя и в свое удовольствие, а живут, делая что-то благородное, полезное и доброе для других. Вот сейчас я вынужден отчислить из театрального института, с курса, который веду, четверых студентов. Моя совесть, мой театральный опыт подсказывают мне, что я должен это сделать: ведь артист – фигура общественная, так зачем же плодить плохих артистов, которые своей работой не принесут никакой пользы окружающим... Со стороны этот мой поступок может показаться непорядочным: смотрите, мол, взял и отчислил – ребятам жизнь испортил, у матерей сердечные переживания...
В то же время я понимаю, что могу дать им возможность доучиться и тем самым утешить и ублаготворить и ребят и их родителей. А что мне до этого – ну, будет еще четырьмя плохими актерами больше...
И все-таки я отчисляю их, потому что внутренне абсолютно убежден в правильности и справедливости этого решения. И потому считаю, что совершаю порядочный поступок, ибо руководствуюсь пользой не для себя, а для окружающих.
Если человек уверен в своей правоте и может доказать это другим людям, он абсолютно порядочный. Если же он не может доказать правомерности своего решения и не исправляет свою ошибку, то он становится непорядочным. Но если он признает свою ошибку и стремится ее исправить, то этот поступок тоже делает его порядочным, ибо мы все прекрасно понимаем, что человек не может не ошибаться. Вот, по-моему, в осмыслении всех этих «если» и нужно искать ответ на вопрос: «Что значит – порядочный человек?»
За свою жизнь в искусстве я сыграл много разных ролей в кино. Большинство персонажей, которые я играл, были люди порядочные. И все-таки диалектика понятия «порядочность» наилучшим образом проявилась в образе крупного инженера Губанова из фильма «Наш современник». Губанов – начальник большого строительства, но не администратор, а творческий человек. Он знает, что стране, как воздух, нужна продукция, которую должен выпускать строящийся под его руководством комбинат. Условно в фильме эта продукция называется каэтан, а на самом деле имеется в виду каучук. Губанов понимает, что тот каэтан, который он будет выпускать, ниже мировых стандартов, но страна задыхается из-за отсутствия этого очень необходимого разным отраслям промышленности материала, закупаемого пока за рубежом. И, совершенно искренне веря в то, что стране нужен и такой каэтан, а ждать, когда будет разработан способ производства лучшего каэтана, нельзя, нет времени, – он берется за строительство и совершает тем самым непорядочный поступок. Повторяю, совершает он его вполне искренне, без каких-либо намеков на собственную выгоду из всего этого дела, а только стремясь к тому, чтобы освободить страну от бремени зависимости от иностранных фирм.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.