В этот момент появляется человек с новым проектом комбината – помните, его великолепно сыграл Николай Плотников, – и Губанов видит, что комбинат, выстроенный по этому проекту, будет давать продукцию на уровне мировых стандартов. Перед Губановым встает проблема признания совершенной им ошибки. А самое главное – признание того морального ущерба, который, наносит подобное строительство: подняли людей на великую стройку, люди бросили насиженные места и приехали с семьями, а комбинат, выходит, никому не нужен в таком виде.
Почему я считаю Губанова глубоко порядочным человеком? Потому что он находит в себе силы и мужество открыто и прямо на заседании Совета Министров СССР признать свою ошибку, а не старается сделать так, чтобы виноваты были другие, но только не «он.
Мне могут возразить: ничего себе порядочный – поднял тысячи рабочих с семьями, те приехали и построили комбинат, который будет выпускать неизвестно что, истратил 40 миллионов государственных денег, а теперь берется перестроить комбинат по-иному. И тем не менее я утверждаю, что он порядочный человек, ибо он признает свои ошибки, а значит, в последующем их не совершит. Мы же знаем, к сожалению, что гораздо больше, чем нам хотелось бы, людей не любят вообще признавать своих ошибок, И совершают любые «вольты», зачастую еще более непорядочные, чтобы об их ошибках никто не узнал. Кроме того, признание своей вины будет стоить Губанову понижения в должности до рядового инженера. Но он об этом не задумывается, он хочет только одного – исправить свою ошибку и построить новый комбинат. Вот поэтому я считаю его глубоко порядочным человеком.
Почему некоторые строительные руководители принимают – как правило, в конце года – в качестве готовых незавершенные объекты и здания? Чтобы в них побыстрее вселились новоселы? Нет. Чтобы освободить руки родителям, которые ждут не дождутся, когда откроется новый детсад? Нет. Так в чем же дело? Я знаю под Ленинградом кемпинг, который был принят комиссией в качестве готового объекта досрочно, а в нем еще нет... полов. Руководители строительного треста совершили непорядочный поступок во имя порядочных, как они считают, целей: как же, ведь приближался конец года, рабочие остались бы без премии, трест не стал бы победителем соревнования с другими подобными себе организациями...
Помните фильм «Коммунист»? Губанов-отец был героем во всех отношениях: бескорыстный, честный, рыцарь революций, собственной жизнью заплативший за то, чтобы дело ее побеждало, человек, тоже совершавший ошибки, но ошибки эти шли у него от искренности и безоглядности. Следующее поколение Губановых, получившее уже высшее образование, стало больше задумываться и соизмерять свои мысли и чувства с реальной действительностью. И зрители по праву сочли героем и Губанова-сына. Не меньшим героем, а может быть, и большим считали они и Ниточкина. Он – полный бессребреник. Всем своим существом, всеми своими действиями он доказывает, что совершение поступков без преследования личных, корыстных целей и есть основное качество порядочного человека. И если я отказываю четверым своим студентам в праве и дальше учиться в театральном институте и быть потом плохими артистами, то я думаю, что совершаю порядочный поступок, ибо, поступая так, я ничего себе не присваиваю. Вот в таком понимании порядочности, очевидно, тоже есть своя правда.
Не могу не сказать несколько слов о фильме «Д'Артаньян и три мушкетера», который недавно прошел по телевидению и о котором довольно обстоятельно высказался на страницах «Смены» ее читатель Юрий Леонтьев.
Вы посмотрите: французы выпустили две версии «Мушкетеров», итальянцы – одну, американцы – одну, потом французы снова вернулись к этому сюжету. Итого – пять версий...
И, наконец, одесская версия. Почему все-таки одесские кинематографисты решились снимать этот фильм? Да потому, что понимали: публика хочет видеть д'Артаньяна. А почему она хочет? Потому что дАртаньян – очень порядочный человек.
Причем в своей порядочности он исключительный максималист – качество, довольно редко встречающееся в современной жизни. Представьте себе: мы с вами поспорили, я вас вызвал на дуэль, и из нас двоих кто-то должен быть убит. Я выбил у вас шпагу из рук, вы остались без оружия, но я отхожу в сторону и жду, когда вы возьмете шлагу, чтобы снова продолжить поединок. Представить себе такую картину действительно трудно, потому что сегодня, если ссора доходит до драки, дерутся не на шпагах, а просто один из дерущихся ударяет противника сначала в пах для того, чтобы тот потерял ориентировку, а потом бьет его по голове ногами. Он и не подумает дождаться момента, когда человек встанет и сможет продолжать поединок на равных.
Д'Артаньян – образец благородства, честности, храбрости, долга. Читатели и зрители знают это и хотят лишний раз убедиться в том, что он может проскакать всю Англию и всю Францию для того, чтобы доставить королеве бриллиантовые подвески, защищая ее честь от кардинала, которого все не любят.
Вот эта черта характера д'Артаньяна – увидел несправедливость и остановился, чтобы защитить, – и есть проявление порядочности.
Сегодня у нас в театре идет пьеса Александра Белинского «Пятый десяток». Она утверждает, что нет маленьких людей, нет незначительных профессий. Есть порядочные люди и есть непорядочные, с которыми надо бороться. И скромный библиотекарь в маленьком городке – ее играет народная артистка РСФСР Алиса Фрейндлих, – которого любой может обидеть, тоже очень важный для нашего общества человек, потому что она находит в себе достаточно мужества, чтобы сказать всю правду в глаза заезжему московскому журналисту, цинику и бездари. Вот это мужество, по-моему, и делает ее в глазах зрителей в высшей степени порядочным человеком. Человеком, нравственно достойным нашего общества.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.