Критерии и оценки
Замечали ли вы, что в повседневной жизни мы часто употребляем слова, которые содержат нашу оценку моральных качеств того или иного человека: «добрый», «злой», «хороший», «честный», «эгоистичный», «чуткий», «несправедливый» и так далее. Эти слова стали как бы разменной монетой общения, почему-то вытеснив из нашего повседневного лексикона такое емкое слово, как «порядочный».
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова «порядочность» трактуется как «честность, неспособность на антиморальный, низкий антиобщественный поступок». Формулировка эта позволяет утверждать, что вопрос о степени порядочности человека может быть решен не простым перечислением тех или иных его моральных черт, а путем выявления наиболее значимых, определяющих все другие качества его личности.
Хорошо известно, что жить в обществе и быть от него свободным нельзя, то есть сущность и содержание личности человека определяются всей совокупностью общественных отношений, характерных для данного общества. Следовательно, главным показателем нравственности личности является сочетание в ней личных и общественных интересов, ее активная жизненная позиция. Ничто так не возвышает личность, как сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения.
Вот это качество личности, на мой взгляд, и служит исходной нормой для определения порядочности человека.
Порядочность как отражение нравственной позиции человека в любых, подчас конфликтных ситуациях проявляется в справедливом и честном выборе им решения в соответствии с сознанием его ответственности перед обществом, системой взглядов на идеалы, долг, честность, совесть, принципиальность, добро и зло, смысл жизни.
Я совершенно сознательно и с полной уверенностью в своей правоте ставлю ответственность человека за все, что исходит от него самого и что происходит рядом с ним, на первое место среди слагаемых понятия «порядочность».
Ответственность на современном этапе общественного развития приобретает не только глубокий социальный, но и нравственный смысл. Ибо ответственность как черта характера, как важнейший побудитель деятельности человека зависит прежде всего от его. жизненной, нравственной позиции, а также от уровня его образованности и культуры. Ответственность и долг – составные элементы порядочности, потому что именно сознание ответственности и долга обязывает человека серьезно и вдумчиво относиться к своим действиям и поступкам. В этой связи вспоминается письмо учительницы Анны М., которая, утверждая на литературных примерах одно, в жизни, не задумываясь над последствиями своих поступков, проявляет непоследовательность, безответственность, проще говоря, непорядочность. Анна М. пишет, что она «должна», заметьте – должна, покрывать хулиганский поступок в классе, только чтобы не придавать его огласке в районе, и, следовательно, защищать честь школы. По-видимому, Анна М. не совсем четко уяснила для себя, что такое «честь школы» и ее собственная честь классного руководителя. Думается, честь и авторитет учителя пострадают гораздо больше не оттого, что в классе совершен хулиганский поступок, а оттого, что этот поступок скрывается. Ведь учителю, формирующему детские души, важно ни на минуту не забывать о тех моральных последствиях, какие это укрывательство будет иметь для школьников. Напрасно она пытается утешить себя тем, что мнение ее учеников о ней не изменилось. Их отдаленность – свидетельство того морального ущерба, который нанесла учительница своим ученикам. И потому на вопрос Анны М. «Как дальше жить, что думать о себе самой?» хочется ответить: надо быть порядочным человеком, а не казаться таковым, а это значит, что надо поступать и вести себя в соответствии с осознанным общественным долгом.
Истинная порядочность служит человеку своеобразным «компасом» в его повседневном поведении, ибо наши моральные качества находят свое материализованное воплощение в конечном счете в наших поступках. А это значит, что о моральном облике человека, уровне сознательности и порядочности можно и должно судить только по поведению его в коллективе, в семье, на улице и т. д. Причем оценка человека – порядочный он или нет – может быть объективной только тогда, когда учитывается
вся совокупность его черт, качеств и поступков. Заметьте: мы часто сталкиваемся с людьми, которые на работе являют пример добросовестного отношения к труду, к товарищам. Но как только человек оказывается вне коллектива, где его хорошо знают, с ним происходит своеобразное перевоплощение: он может не уступить в трамвае место инвалиду, не пропустить вперед женщину с ребенком, дома проявлять грубость и бестактность по отношению к жене, к соседям, к собственным детям. Происходит как бы раздвоение личности: один человек – на работе, совсем другой – дома. Истинная же порядочность проявляется не в единичном поступке, а во всем поведении личности, являясь его мотивом.
Трудно говорить о порядочности и в том случае, если человек не считается с интересами общества, пренебрегает своими обязанностями, становится на потребительские позиции, не внося своего вклада, доли своего труда в решение задач, стоящих перед обществом. Поэтому именно в коммунистическом отношении к труду находит свое выражение еще одно слагаемое понятия «порядочность».
Нет слов, приятно чувствовать себя справедливым, великодушным, гуманным и проще всего проявлять эти качества на словах. Но от слов до дела, как известно, большой шаг. Есть люди, которые называют себя честными, порядочными, однако не считают зазорным прихватить с работы банку белил, кусок проволоки или еще что-нибудь для собственного дома или дачи. Такие поступки, как правило, определяются психологией – «государство у нас богатое, не обеднеет». Мы должны твердо сказать подобным «рачительным хозяевам»: суть понятия «честность» всегда неизменна. Она определяется взглядами на жизнь, среди которых нетерпимость к существованию за чужой счет, за счет общества у порядочного человека всегда на первом месте.
«Внутренние тормоза», моральные запреты, воспитанность – все это не
врожденные, а приобретенные качества, результат социального становления личности, которое начинается с воспитания в семье, а затем продолжается в том коллективе, где человек сначала учится, а потом работает. Коллектив, его моральная чистота, его товарищеская нравственная атмосфера играют огромную роль в формировании личности человека.
Дать однозначный ответ на вопрос «Что значит – порядочный человек?», по-моему, трудно. Хотя, я думаю, можно было бы сказать и так: быть порядочным – это значит быть Человеком. Человеком именно с большой буквы.
«Смена», конечно, не случайно начала дискуссию на эту тему. Действительно, сегодня мы почему-то очень редко произносим хорошее старое слово – порядочность. А ведь именно оно, на мой взгляд, является основополагающим качеством человеческой личности.
Мы призываем людей быть честными, отзывчивыми, принципиальными, трудолюбивыми, совершенно забывая о том, что все эти качества составляют емкое понятие «порядочный».
Посмотрите характеристику, которую выдают человеку на работе. Что угодно будет в ней написано: дескать, он и передовик производства, и лучший рационализатор, и морально устойчив, и женат, и имеет детей, и так далее, и тому подобное, но только никогда вы не найдете фразы – человек он порядочный. Почему? Разве порядочность не главная человеческая добродетель?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.