А ведь между тем не кто другой, как древний Эпикур, сказал мудрое и столь важное в нашем разговоре.
«Из желаний, – сказал он, – одни естественны и необходимы, другие естественны, но не необходимы, третьи же не естественны, не необходимы, но порождены пустыми представлениями».
Пустыми представлениями? Как всегда, великое просто. Ведомые пустыми представлениями «люди гибнут за металл», гибнут и в наше, все понявшее время. Гибнут, как будто не было ни Эпикура, ни Гете, ни Пушкина, ни миллионов других примеров, доказавших, что смысл жизни – в ином.
Гибнут, ломая себя, своих близких, считая важной целью то, что материально, но что не создает еще само по себе духовной, осмысленной, полной жизни.
Вспомним вечный вопрос: как же жить? Во имя чего? Быть или не быть? И какие выводы ладо сделать из двух писем Александра Козаря и В. В. и рассуждений, следующих за ними?
Нужны ли, должны ли следовать какие-то еще выводы?
Верно, многое сказано впереди. И все же, к чему педагогика, воспитание, вся духовность нашего общего мира должны стремиться, как работать, чтобы люди, знающие теорию смысла жизни, на практике не принимали за жар-птицу синюю, хоть и калорийную с точки зрения здравого смысла курицу?
Ну, например, сдерживать или развивать стремления с детства? Но что значит человек без стремления?
Быть первым – неужели так плохо это желание? Хорошо в состязании, и не только в спортивном, а профессиональном или научном. Быть первым среди людей не хорошо и не плохо, а сложно, и к этому надо готовиться, вырабатывая в себе сложные нравственные достоинства. Но убивать в себе тягу к первенству – то же самое, что ломать мотор в самолете.
Неужто деньги – такое зло? Не добро и не зло. Необходимость. Классики философии – помните? – утверждали, что в будущем золотом будут украшать общественные туалеты. Пока же без денег не обойтись и, воспитывая отношение к деньгам – а отношение надо воспитывать! – нелишне вспоминать, что деньги есть мера труда и к ним надо относиться бережно, почитая и свою и ЧУЖУЮ работу.
Мы отрицаем аскетизм, это утверждено устами партии. Мы за соединение материального с моральным. За гармонию между тем и другим.
Подумайте перед сном о прожитом дне: была ли гармония?
Выполнив план на заводе, не прошли ли вы потом мимо слепой старухи на дорожном переходе, не протянув ей руки?
Не отступили ли от истины в важном разговоре, поддакнув тому, кто сильнее?
Не сделали ли хуже то дело, которое могли бы сделать лучше?
Не забыли ли просьбу товарища?
Или, может, обманули кого – во благо, конечно же, этого, обманутого? Или солгали? Или обрадовались чужой беде? Позавидовали чужому успеху, говоря при этом о тяжести зависти?
Если было все это вместе или хотя бы одно лишь только за прожитый день, если вы признались себе честно»: «Да, это было», – я желаю вам бессонной ночи в думах о себе.
Если бы кто-то когда-то одной фразой смог выразить смысл жизни! Но одной такой фразы нет. Смысл состоит из многих составных.
Биться, думая о них, – участь человека.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.