– «Борцы».
– Довоенная, – протянул Ромашов, когда Савари предложил ему закурить, и взял одну папиросу.
– Подарок от одного некурящего друга, – сказал Савари.
На папиросной коробке были изображены борцы, схватившиеся в поединке.
Платформа тронулась, загудел паровоз, завыла сирена, школьники под насыпью провожали состав криками, махали руками.
Ромашов сделал какую-то заметку в своем списке и вручил мне такой нее талон, какой он вручил и Савари. Восемьсот граммов хлеба.
– Рот фронт! – сказал Ромашов, взял под козырек и удалился.
К платформе подтягивался новый состав, и снова ожил наш муравейник. Всего на путях в ту осень работали несколько тысяч школьников со своими учителями.
Перекур был окончен, Савари убрал коробочку с борцами в нагрудный карман, бросил окурок в пыль и поднялся с травы под каштаном.
– Петэн ответит за позор Франции, – сказал Савари, продолжая свою речь и не обращаясь ко мне. – За каждый город, сданный бошам без боя. Париж будет сражаться, несмотря на капитуляцию. Ничто не капитулирует, кроме несправедливости!
И мы направились к новым платформам, которые нужно было до конца рабочего дня нагрузить трубами для переплавки. Труб было великое множество, их привозили со всего города на машинах, в телегах, в фургонах. Войне нужен металл – это хлеб войны. И мы разгребали мусор, вытаскивали железо из-под обломков глины и деревяшек.
У самой платформы мы встретили Елену Николаевну, нашего завуча. У нее были каштановые волосы и рыжая шляпка, которая очень шла к ее серым глазам.
– Вот вам еще пачка папирос, – сказала она, обращаясь к Савари. – Я нашла ее у себя в комоде.
Савари поблагодарил ее, принял подарок и поцеловал руку Елены Николаевны. Я отошел в сторонку, выбирая трубу полегче. Вскоре ко мне присоединился и Савари. Он был взволнованным, как на пожаре. И лицо его горело вдохновением.
– Запомни мои слова, мальчик, – сказал он, обращаясь ко мне. – От этих труб рухнут стены Иерихона!
И мы подняли с земли ржавое железо.
Рядом с котельным цехом помещался отсек для сверлильных-станков. Здесь готовились колосники перед сборкой в цельные решетки на паровозах.
Я прочитал медную табличку на одном из станков: «Варшава, 1897 г.».
Мастер, который указывал рабочее место каждому из пришедших на завод по комсомольской мобилизации, сказал:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.