Секреты старого Мамадли

Ираида Потехина| опубликовано в номере №1258, октябрь 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

Не поверил старый мастер, что за такой короткий срок можно научиться его искусству. Лады проверил. Все правильно. Звук хороший. И все-таки заставил своего преемника сделать еще один дутар – при нем. Мамадали сделал. Да какой! Лучше прежнего.

На следующий день старик не вышел на работу.

Было это в 1952 году. А уже через пять лет более ста инструментов сделали в этой мастерской для состоявшейся в Москве декады литературы и искусства Таджикистана. В 1958 году решением коллегии Министерства культуры республики была организована нынешняя лаборатория.

Наград, которыми награждены юные умельцы, не счесть. Сорок три медали ВДНХ СССР, шесть золотых республиканских, множество Почетных грамот Министерства просвещения СССР, ЦК ВЛКСМ и ЦК комсомола республики...

Не раз был награжден за свои труды и сам учитель, отличник народного образования Таджикистана Мамадали Юсупович Халиков. Но самой большой наградой для себя учитель считает любовь и преданность своих учеников.

– В работе с детьми всякое бывает, – говорит он. – Иногда и поругать приходится человека. Несправедливость отталкивает. Значит, надо уметь объяснить вину...

Он вспоминает Рахима Раджабова. Отпетым хулиганом и драчуном был этот парень. Буквально за руку привел его Мамадали Юсупович к себе в лабораторию, вытащив из очередной драки. А теперь Рахим Раджабов – дипломник Института искусств. К слову сказать, проректор этого института, многие преподаватели – тоже бывшие ученики Мамадали Юсуповича.

– А вообще-то не только музыкантами становятся наши ребята, – продолжает рассказ учитель. – Люди самых разных профессий вышли от нас. Есть даже кандидаты технических наук. Пишут мне, навещают. Я горжусь тем, что все мои выпускники – хорошие люди и любят музыку. А это главная цель моей работы...

Ну а музыкальные инструменты делать – это дело нехитрое, – лукаво улыбается учитель. – Как Роден говорил? Чтобы получилась гениальная скульптура, нужно от камня отсечь все липшее. Просто...

И все-таки это совсем не просто – заставить зазвучать кусок дерева. Помимо знаний и трудолюбия, в этом деле нужен талант. И не один, а совокупность талантов: резчика по дереву, художника и музыканта. Каждый инструмент – это кусочек души человеческой, возвышенной и красивой. Немало секретов надо знать, чтобы зазвенела струна. Мамадали Юсупович их знает. И щедро делится ими.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены