ЧЕРНИКОВ. Я только что проехал.
ВОДИТЕЛЬ. Ну, если проехали, так и поехали с нами в рейс? Хоть сейчас.
ЧЕРНИКОВ. Поехали! У вас плети загружены?
ВОДИТЕЛЬ. (С заминкой.) Нет, однотрубки...
ЧЕРНИКОВ. Ах, однотрубки... Ну, так и без меня пройдете. А завтра загрузите плети и пойдете за мной!
ВОДИТЕЛЬ. Нет, уж лучше вы за нами. Потеряете время, но за нами...
ЧЕРНИКОВ. Согласен. Не сбегу.
...Алексей Иванович Черников, управляющий трестом, неторопливый человек высокого роста, в полушубке, в унтах, по виду – обычный трассовик, совершал свою будничную работу. И, глядя на него, трудно было предположить, что через несколько дней ему придется вылететь в Москву, на коллегию министерства, с тем чтобы лично доложить товарищам о результатах этой будничной, обычной, но очень важной для государства работы.
Назавтра, снова подпрыгивая и мотаясь за спиной Черникова в «уазике», я задал ему вопрос, который взял себе за правило задавать всем, с кем бы меня ни столкнула судьба на «малой земле».
– Алексей Иванович, – сказал я, – сколько вы еще собираетесь пробыть на Севере?
Он рассмеялся и как-то озорно, не по-взрослому взглянул на меня.
– А ты здесь остаться не хочешь? – Помолчал. И уже серьезно: – Каждый год собираюсь. Уже и прибаливать стал, и жена ворчит. Но ведь не будет «на земле» такой работы, не будет... Понимаешь, масштабов таких не будет, людей таких не будет, морозов не будет...
Он замолчал, углубленный в свои мысли, а потом совершенно неожиданно для меня весело заявил:
– Так что, пока не выгонят!..
– Как же, выгонят вас... – пробурчал Егорыч и углубился в созерцание зимника, потому что от здешних дорог можно ждать всего, что угодно.
Этой ночью мы вышли на угол поворота и заварили последний стык. Все! Даже как-то не верится... А на рассвете примчался с вахтовкой Муханов и сообщил сразу две новости: во-первых, говорит, ребята, вы обошли бригаду Дидука (мы, конечно, решили – шутит), а во-вторых, будет вам премия... Вот это уже реально и как-то приятно. И еще: придут в середине дня четыре трайлера, а это значит – перебазировка!
Мы съездили в Нью-Уренгой подкрепиться. Прозоров отпустил наших измученных сварщиков спать, но сказал, что один «доброволец» все-таки нужен, для подстраховки. Вызвался Леша Глебов. И вот все мы – дизелисты, монтажники, во главе с Прозоровым в последний раз отправляемся на трассу: нам нужно собрать свои железки, все закрепить, укрепить, погрузить «аэпки» и трактора на трайлеры и – до свидания. Техника уйдет по земле, а за нами прилетит «вертушка». Что ж, мы – перелетные птицы, такая у нас профессия. Закончили здесь – поехали дальше.
...Мы сворачиваем на трассу, и вдруг, позолоченная низким солнцем, ослепительным желтым блеском вспыхивает прямая струна трубы. Мы-то знаем, что она черная, но, видимо, случайная причуда ракурса делает ее янтарно-желтой.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ
Новосибирский Академгородок: единая система подготовки научной смены