А ведь когда-то в Узбекистан даже гвозди ввозили.
Есть города, блистательная древность которых хрестоматийно известна, об их биографии спрашивают на уроках школьников во всех частях света. Такие города несут бремя веков и всеобщего признания с достоинством, а порой с усталой иронией. Помню, в Риме в каком-то из дворов я увидел античную колонну, капитель которой была обмотана веревкой, другой конец веревки опоясывал ствол высоченного каштана. А на веревке...сушилось белье. Обычное, весьма прозаическое белье. В каком-нибудь ином месте эту колонну определили бы в музей, и туристы благоговейно разглядывали бы ее под восторженные причитания экскурсоводов. А в «вечном городе» Риме? Античность была здесь щедра неимоверно...
О Ташкенте не скажешь, что далекие времена оставили очень уж богатые о себе воспоминания – я имею в виду нечто зримое. Любая археологическая находка на территории города становится радостным событием не только для исследователей – о ней сообщает пресса, ее демонстрируют на экранах телевидения, и разговор о ней можно услышать в трамвае или в чайхане, где только что обсуждали очередной гол Андрея Якубика.
Об одной находке – уникальной! – мне рассказали в первый же день. А на следующий день показали ее.
...Высокие глиняные холмы, которые тут и там встречаются в Ташкентском оазисе, давно уже привлекали внимание ученых. Искусственное происхождение этих холмов (местные жители называют их «тепе») бесспорно. Но что это? Погребальные курганы? Сторожевые сигнальные башни, на которых вспыхивали огни, предупреждая о набегах кочевников? Или крепости давних эпох?
Наша «Волга», промчавшись по оживленным ташкентским магистралям, сворачивает на какую-то боковую дорогу, ковыляет по ухабам и, наконец, останавливается: дальше не проедешь. Дальше – «пешком в историю», как назвал свой репортаж кто-то из коллег-журналистов.
Поднимая пыль, спускаемся по тропке к арыку, в котором барахтаются черные, как обитатели Сахары, ребятишки, проходим с полкилометра – и вот он, уже ставший знаменитым холм Чаштепе. Ташкент в переводе означает «Каменный город». Чаш, Шаш, Таш... Произношение менялось, смысл оставался. Не этот ли холм дал название городу?
– Все пошло отсюда, – говорит археолог Алексей Грицина, худощавый, бледный, судя по всему, жестоко страдающий от неистовой жары. В тени сегодня плюс 45, а сколько на безжалостном солнцепеке? Тут уж доставай термометр из тех, что применяются в сауне...
– То, что вы видите, – рассказывает Грицина, – самое древнее архитектурное сооружение в пределах Большого Ташкента. П – I век до нашей эры... Здесь зарождалась городская культура. Оборонительные стены... Башни... Храм...
Отчетливо проглядывается стена – кладка из сырцового кирпича. Плавное закругление свода.
– Сохранность поразительная, – Грицина бережно, даже нежно дотрагивается до стены, поставленной 2000 лет тому назад. – При этом заметьте, если в Греции, в Риме в античные времена пользовались твердыми материалами и археолог спустя эпохи сразу же видел, что он обнаружил, то в Средней Азии сырцовый кирпич с веками столь основательно «маскировался» под естественные глины, что найти в таком вот холме крепостной вал или башню – весьма кропотливое занятие. В 1898 году Чаштепе прошел траншеей известный в Туркестане археолог Остроумов, один из основателей Туркестанского кружка любителей археологии. В кружок входили некоторые из офицеров, и кто-то из них дал ему роту солдат для раскопок. Изрядно напортили нам эти раскопки. Срезали стену, не заметив кирпичную кладку. Что делать, в ту пору археология часто сводилась к кладоискательству, к поискам сокровищ – золота, серебра, драгоценностей. А вот они, сокровища...
И снова прикасается он к стене, которую соорудили лет примерно на сто, а то и на двести раньше римского Колизея.
«Наука, вооруженная лопатой» – так иногда называют археологию. Но лопата на практике часто оказывается малоделикатным инструментом. Я видел, как ножом ковыряла и гладила щеточкой землю девушка в майке с надписью «ССО «Искатель». И под ее рукой возникали очертания кирпичного пола какого-то из помещений древнего городища. Здесь, на раскопках в Чаштепе, работает студенческий строительный отряд Ташкентского государственного университета, парни и девушки с физического факультета. Физика и археология?
Я спросил девушку, почему она здесь. Она подняла голову:
– Ведь это же так интересно. Здесь столько неразгаданных тайн...
– Действительно, много неясного, – подтверждает Грицина. – Вот, например, в одном из помещений нашли груду камней – вроде булыжников. В здешних местах такие камни не встречаются. Мы предполагаем, что это был своего рода арсенал, а камни – средство обороны. Так ли это? А вот здесь нашли пепел и зерно. Почему они оказались в храме? Ритуальное назначение? Вопросы, вопросы...
В статье, опубликованной в «Ташкентской правде», я прочитал:
«...В курганах скрыта целая эпоха в истории народа, причем самая сложная и наименее изученная. Между тем в настоящее время в связи с освоением новых земель многие холмы распахиваются при планировке полей, а культурные ценности, скрытые в них, бесследно пропадают для науки. На наш взгляд, чтобы предотвратить это, все курганы необходимо взять под такую же строгую охрану, как и крупные древние города или монументальные архитектурные ансамбли».
Городище в Чаштепе станет музеем – это уже решено. Но сколько еще впереди ожидаемых и неожиданных находок в безмолвных и таинственных курганах оазиса...
Поиск продолжается.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Роман
О проблемах атеистического воспитания молодежи беседуют директор Московского планетария, заслуженный работник культуры РСФСР Константин Порцевский и кандидат философских наук Владимир Мезенцев