Затянувшееся детство?

Виктор Переведенцев| опубликовано в номере №1352, сентябрь 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

О некоторых вопросах гражданского и духовного становления молодых

Молодежь, как и люди других возрастов, бывает разная. Подавляющее большинство нынешних молодых людей это активные участники коммунистического строительства, достойные наследники и продолжатели дела отцов. Но именно на таком общем фоне особенно режут глаза факты иждивенчества, трудовой и общественной пассивности, недисциплинированности, свойственные какой-то части молодежи. Не может не вызывать беспокойства и опасный грибок мещанства, проникающий в молодежную среду. С такими явлениями, с такими настроениями нужно решительно бороться.

Из выступления Генерального секретаря ЦК КПСС,

Председателя Президиума Верховного Совета СССР

Ю. В. АНДРОПОВА

на встрече в ЦК КПСС с ветеранами партии.

По роду своей научной работы я многие годы занимаюсь молодежными социальными проблемами. Поэтому я в какой-то мере знаком с проблемами, о которых говорится в приведенной выше цитате. Да, к сожалению, некоторая часть молодежи выделяется очень запоздалым социальным взрослением, нравственной незрелостью, инфантилизмом, то есть сохранением в своем духовном облике черт, присущих детям. Какова эта часть – сколько-нибудь точно сказать трудно. Совершенно несомненно, что она составляет незначительное меньшинство молодежи, но ясно и то, что эта доля растет. Есть, следовательно, определенные недостатки в процессе социализации современной советской молодежи. О природе этих недостатков мне и хотелось бы здесь поговорить.

Но сначала определим сам термин социализация. Это, говоря языком социальной психологии, процесс, в результате которого человек научается эффективно участвовать в социальных группах. Это процесс освоения необходимых во взрослой жизни понятий, навыков, ценностей и т. д., выработка способности исполнять различные социальные роли, принимать на себя ответственность за себя и за других, владеть собой...

В обыденной речи нормально социализированного человека часто называют человеком самостоятельным; взрослый же человек с выраженными чертами социальной незрелости – по контрасту – называется несамостоятельным. Или, на научном языке, инфантильным, то есть обладающим свойствами детского возраста (от латинского «инфантилис» – младенческий, детский).

Что такое инфантильный человек?

Позвольте показать это на нескольких примерах из наиболее знакомой мне области жизни.

Вот тридцатилетний мужчина спрашивает у редакции журнала: надо ли ему жениться?

Вот двадцатилетняя девушка желает посоветоваться с редакцией по такому вопросу: надо ли ей ожидать целый год своего жениха; одни, видите ли, говорят, что они «красивая пара», а другие – что «дура будешь, если будешь ждать, жизнь одна, надо ею пользоваться, да и будет ли сам он год ждать...» (сама девушка представляется как член заводского комитета комсомола из большого города).

Вот двадцатипятилетний начинающий муж с полной убежденностью пишет, что при вручении молодоженам свидетельства о браке в загсе надо одновременно вручать им и ордер на отдельную квартиру...

Бывают в жизни ситуации, которые никто за тебя решить не может. Именно таковы они в двух первых примерах. Как поется в песенке из старого кинофильма: «...и это серьезное дело нельзя поручать никому». Нормально социализированный человек это понимает, и даже как-то стыдится выносить такие вопросы на всеобщее обозрение и чье-то решение.

Последний же случай такой, при котором в народе спрашивают: «С Луны свалился, что ли?» Если у этого человека жилищные трудности, то уж он не может не знать, каковы у нас пока жилищные очереди.

И еще один пример. Как-то мне рассказали о трагическом случае – семнадцатилетний мальчик повесился, потому что не было у него джинсов, как у всех других ребят из его компании.

Формирование и развитие личности происходит под воздействием многих факторов. Главный агент социализации большинства людей – родительская семья, значение которой особенно велико в ранние периоды развития личности. Велико также, несомненно, и воздействие на личность школы (точнее, совокупности всех учебных заведений, через которые проходит человек). Наконец, в сравнительно поздние годы исключительно велико значение самовоспитания.

Науке давно и хорошо известно, что человек становится человеком только среди подобных себе. Лишенный общения с людьми, младенец не приобретает человеческих качеств. Известны случаи, когда детей находили в волчьей стае. Оказывалось, что человеческий детеныш приобретал некоторые свойства «приемных родителей» (необыкновенно развитые зрение и обоняние, способность выть и т. д.), но не приобретал качеств человеческих, более того – лишался возможности их приобрести и в дальнейшем, в частности овладеть членораздельной речью.

Уже из этого ясно, что невозможно переоценить роль родительской семьи в становлении человека как существа социального. Родители создают детей не только физиологически, но и социально. Именно в родительской семье у человека вырабатываются некоторые первоначальные социальные качества, с которыми он выходит в широкий мир. Поэтому давайте взглянем на то, что происходит в современной семье, чем отличается она от семьи прошлого, семьи «традиционной», какие происходят здесь изменения и как могут они сказываться на ребенке.

Мы переживаем в последние десятилетия «семейную» революцию. Происходит переход от одного типа семьи к другому. Он очень хорошо виден, если сравнить типичную семью в одних и тех же местах сейчас и лет пятьдесят назад или семьи разных мест (скажем, Центральной России и Узбекистана) в настоящее время. От чего и к чему происходит переход?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Искусству подвластно…

Из дневников Юрия Ракши

Вселенная, человек, религия

О проблемах атеистического воспитания молодежи беседуют директор Московского планетария, заслуженный работник культуры РСФСР Константин Порцевский и кандидат философских наук Владимир Мезенцев