На сорока трех гектарах раскинулось это уникальное учебное заведение, в котором преподают выдающиеся деятели искусства. «Мы считаем, – говорит Хуан Хосе Фукса, – что лучший учитель тот, кто сам обладает способностью к творчеству»...
Сегодня в школе живут и учатся свыше семисот, будущих музыкантов, художников, скульпторов, артистов драматического театра и танцовщиков. Здесь они получают среднее специальное образование. А в самом ближайшем, будущем Национальная школа искусств станет высшим художественным учебным заведением...
– Каждая линия – это элемент ритма, в ней музыка и в ней танец, – замечает Алексис Абреу.
И снова в воображении возникает знакомая картина: дети на зеленой лужайке. Они еще не начали танцевать, но танец, который прячется в них, все время обнаруживает себя. В ритме обычных движений, в свободной и естественной пластике, удивительно точно соответствующей выражению их лиц, сияющим глазам, добрым, озорным и лукавым улыбкам... И кто знает, может быть, из этих детей вырастут потом звезды балета, такие, как прославленные Алисия Алонсо, Лойпа Араухо, Ампаро Брито Гонсалес...
Мы не раз видели кубинских артистов в Москве и аплодировали им, восхищаясь чистотой движений и взрывным темпераментом. Исполнители доводили танец до такой степени эмоционального напряжения, что ты, зритель, всего лишь зритель, чувствовал, что еще чуть-чуть, и твое сердце, твои легкие не выдержат этого бешеного ритма... И на сцену летели красные гвоздики, и казалось, что только этот чистый алый цвет имеет право на существование после ослепительного, прерывающего дыхание танца...
Мы идем по улицам Гаваны и все время останавливаемся: цветы. Они над головой. На каждое дерево словно надето облако – розовое, голубое, оранжевое... А вечером отовсюду доносятся мелодии, которые тоже светятся голубым, розовым и оранжевым.
Мы смотрим на дома, среди которых нет двух одинаковых, и понимаем, что архитекторы не могли не испытать мощного воздействия и этих цветов и этих мелодий. Поэтому, наверное, Гавана сразу возникла в цвете. Сначала в воображении, потом в реальности...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ