Многие участники бригады преподают искусство в школах. Немало среди них и таких, которые работают на предприятиях и в учреждениях. Например, живописец Алексис Абреу – техник-строитель, а художница Йоланда Санта Мария – инспектор начальных школ. Бригаде же они отдают все свое свободное время. И эта их внеслужебная деятельность весьма обширна и разнообразна. В Гаване и в провинциях организуются выставки, встречи, консультации, обсуждения непосредственно на предприятиях, в сельскохозяйственных кооперативах, в школах...
– Нам крайне важно знать, – говорил нам один из руководителей бригады художник Нельсон Домингес, – как принимают наше искусство те, для кого мы работаем. Наши зрители не пассивные созерцатели. Они активно участвуют в нашем творчестве, корректируя своей живой реакцией всю нашу работу.
Перед каждым из нас стоят две задачи. Первая – сформироваться самому как творческой личности. Вторая – передать массам тот свет искусства, который нам посчастливилось увидеть. Постоянно общаясь с людьми труда, мы воспринимаем самую суть социализма, воспринимаем не абстрактно, а в образах живых героев, которые его утверждают. Настоящая, подлинная жизнь должна пройти сквозь сердце художника, только тогда он сможет достойно отобразить ее в своих произведениях... Мы стремимся ускорить процесс собственного становления, постижения техники искусства, делаем все, чтобы не обмануть ожидания людей, которые с таким энтузиазмом встречают каждый наш успех.
Мы не только молодые работники искусств. Мы молодые граждане свободной Кубы. И для нас дело чести создать такие полотна, которые по своей значимости были бы соизмеримы с тем, что создает сегодня кубинский народ, столь восприимчивый и к истинной красоте и к истинной правде, которую открыла перед ним революция...
Нельсон Домингес говорит, что «Выставка солидарности художников Кубы с народом Анголы» – одна из центральных акций бригады в нынешнем году. До этого были проведены выставки солидарности с борющимися народами Пуэрто-Рико и Никарагуа...
– Здесь представлены работы почти всех участников бригады, – говорит Нельсон, – свыше двухсот произведений живописи, графики, скульптуры и керамики. После закрытия мы передадим эту выставку в дар народу Анголы...
Картина Алексиса Абреу называется «Кубинская песнь Анголе». Причудливое сплетение линий и элементов... Кажется, оно продолжает изменяться, развиваться, кажется, что из глубин этой живой ткани вот-вот выплывут новые образы, новые лица, столь же значительные, как лицо женщины, которое естественно и органично возникло на картине...
Всматриваешься в орнамент и различаешь кубинские пальмы и африканские барабаны. И тогда нетрудно услышать гулкую вибрацию, на фоне которой возникает мелодия.
Условные пальмы превращаются в настоящие, зеленый цвет становится цветом травы, а ритм прихотливых линий – ритмом кубинского танца...
На зеленой лужайке перед школой танцевали дети. Гитары вели мелодию, а на высоком барабане играл мальчик лет двенадцати. Он выстукивал сложный ритмический рисунок и улыбался, и было ясно, что играть для него так же естественно, как дышать и улыбаться, наслаждаясь всеобщим весельем...
Алексис Абреу ведет нас по выставке, стараясь, чтобы мы ощутили внутреннюю связь между цветом, линией и звуком. Он говорит, что для него искусство началось с музыки, что его дед и отец любили петь и играть, а брат – профессиональный гитарист.
– Многим кубинским художникам, – говорит он, – первые уроки искусства дала народная музыка...
И снова вспоминается мальчик-барабанщик. Может быть, это младший брат художника, а может быть, это сам Алексис Абреу лет десять назад?..
И вдруг трагическая тишина заставляет умолкнуть все звуки, все мелодии. Перед нами графический лист Орландо Суареса «Боль Анголы». Женское лицо, рука... Раскаленное небо и раскаленный песок, уничтожающий все, кроме душевной муки, сжигающий все, кроме памяти о сыновьях, об отцах, о любимых, обо всех, кто погиб в тяжкой борьбе...
Мысленно возвращаемся к картине Абреу... И становится ясно, что женщина на его полотне знает о существовании той, другой, которая стала образом боли Анголы. Строга и нежна «Кубинская песнь». Но в нежности и красоте ее таится память обо всех сыновьях Кубы, которые так же, как дети Анголы, пролили свою кровь, сражаясь за дело свободы.
...Играет ребенок в сказочном мире, созданном фантазией художника Луиса Мигеля Вальдеса. Играет, не подозревая, что его детство – это и есть сказка. И, словно повинуясь его желаниям, склоняются над мальчиком цветы, прикасаются к его пальцам...
Еще один образ прекрасного и не искаженного страданием мира – «Внутренний вид с фруктами» Йоланды Сантамарии. Продуманная до мельчайших деталей композиция. Приглушенные краски, в которых прячется тусклый, сдерживаемый огонь. Внутреннее напряжение превращает этот «Внутренний вид» во фрагмент сцены, на которой постоянно с первоначальной остротой разыгрывается вечный сюжет любви человеческой...
Отсвет этого чувства лежит на лицах женщин, в которых художники воплотили идеалы прекрасного, рожденные и в Европе, и в Африке, и в Латинской Америке... И в галерее этих женских образов, запечатленных на картинах, вдруг возникает реальное женское лицо, увиденное вчера.
...Девушку звали Анхела Гонсалес. Мы попросили ее спеть, она взяла гитару и словно забыла обо всем Она не начала песню. Она лишь продолжила то, что обрело жизнь сотни лет назад. В ее пении не было ни форте, ни пианиссимо, потому что мелодия не требовала украшений. В ней уже в миг возникновения было все: и цветные облака над деревьями, и женская красота, и запах океана...
Голос был негромок и отчетлив – словно узкая, ровно светящаяся полоска во тьме...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.