– Анатолий Иванович, я тут сварщика привела. – Мария подтолкнула к бригадиру высоченного парня. – Вот он, голубчик. Давай ему работу. – Она весело смотрела на помрачневшего Корнеева. – Только не вздумай отказываться. Сам же просил. Еще вчера.
– Так он с утра нужен был, – резко сказал Корнеев. Ему не хотелось снова объяснять, что если бы Мария, мастер по сварке, прислала рабочего вовремя, то сегодня, в день отправки готовых модулей, можно было бы сдать на три штуки больше.
Анатолий Иванович подошел к станку, на котором лежал приготовленный к отправке модуль, и грузно облокотился на него. Боль в сердце он никогда не чувствовал, но ревмокардит часто давал себя знать внезапной слабостью. «Главное, не волнуйся по пустякам», – говорила жена, провожая его по утрам на работу. Сейчас, вспомнив ее слова, он усмехнулся. Когда поднял голову. Мария стояла напротив, а за ее спиной возвышался сварщик.
– Утром бы его прислать...
– Заладил: утром, утром. Что ж у меня сварщики, как консервы на полках хранятся – в нужный момент сняла да отдала?
Корнеев понимал, что Мария права.
На весь цех только одна бригада сварщиков.
– Ладно, – он кивнул парию, – становись к Юре Лопатухину.
Анатолии Иванович успокоился тогда только, когда увидел, как сварщик начал заваривать трубки модули.
Узкая, длинная тень крана, двигающегося на рельсах под самым потолком цеха, остановилась возле бригадира. Он взял поданные краном два металлических троса и начал закреплять петли на концах модуля.
– Давай, давай вверх! – Он помахал крановщице.
Когда последний модуль был загружен в машину. Корнеев достал блокнот и стал выписывать распоряжение на выдачу трубных досок – готовил материалы на завтра. Рабочие окружили бригадира, следили за его записями. И он в который раз отметил, как привык к ребятам. Их радости и заботы давно уже стали неотделимы от него. Он веселился на их свадьбах, волновался, когда они сдавали экзамены в техникуме или корпели над курсовыми проектами...
Сейчас Корнееву смешно даже вспомнить, как пять лет назад, осенью, в один почерневший, плаксивый день он положил на стол начальника цеха заявление об уходе.
– Ты что это?! – возмутился тогда начальник. – Мы с тобой тридцать лет на заводе.
Говорить о причине ухода было неловко. В самом деле, ведь не станешь жаловаться, что новую квартиру выделили далеко, а автобусы редко ходят, да и ночные смены надоели.
На Подольском ордена Ленина машиностроительном заводе имени С. Орджоникидзе Анатолий Иванович Корнеев работал бригадиром электромонтеров. Ему нравилась профессия электрика. Он считал ее трудной и даже опасной. Когда демобилизовался из армии, где командовал пулеметным отделением, сравнивал электриков с саперами. Ведь малейшая оплошность, пренебрежение техникой безопасности – и можно считать, что на этом свете ты уж отбегался. Но с годами привык и потом иногда даже ловил себя на мысли: «Неужели вот так, одно и то же, до самой пенсии?»
В то время на заводе организовывали сборочный цех. Электростанциям срочно требовались сепараторы-пароперегреватели, и дирекция спешно укомплектовывала бригады слесарей-сборщиков. Своих кадровых рабочих не хватало, приходилось набирать новичков по лимиту.
Корнеев понимал, что перед заводом встало множество проблем. Суть дела заключалась не только в том, чтобы освоить совершенно новую технологию производства. Главным было создание крепких ударных бригад, способных в кратчайший срок отлично выполнить задание. Как коммунист, Корнеев не мог оставаться в стороне. Обязан был быть там, где необходим его труд, его опыт. И тогда он неожиданно для себя понял, что устал от спокойной, размеренной жизни. Ему требовалось новое дело. Трудности не пугали, потому что чувствовал в себе еще не растраченные силы.
– Будешь возглавлять комсомольско-молодежную бригаду нового цеха, – через несколько дней объявил начальник Корнееву. Он не уговаривал. Сухо констатировал факт. И, только поняв, что Корнеев не возражает, позволил себе оттаять: – С молодыми ребятами, Толя, и сам помолодеешь, оживешь.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Беседуют машинист экскаватора, групкомсорг смены, кавалер знака ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки» Петр Шевцов и Первый секретарь Старо-Оскольского горкома КПСС Валентин Цыцугин
Рассказ