С высоты диспетчерской башни, взметенной высоко над аэропортом, летное поле, взлетно - посадочная полоса, рулежные дорожки выглядят чертежным листом с нанесенными на нем тушью прямыми линиями, прямоугольниками бетонных покрытий, а самолеты-гиганты «ИЛы» и «ТУ», элегантные сигарки «ЯКов» кажутся модельками, пластмассовыми модельками, которые каждый мальчишка старательно клеил из стандартных наборов-конструкторов, продающихся в Доме игрушки или в «Детском мире». Для кого-то детская забава показалась достаточно серьезной, чтобы помочь выбрать профессию, и вот эти самые неведомые нам «кто-то» осаждают по осени приемные комиссии институтов гражданской авиации в Киеве, Риге, Ленинграде, Актюбинске, Москве.
Да, теперь и в Москве существует сравнительно новый вуз – Московский институт инженеров гражданской авиации. «Сравнительно», потому что создан он в 1971 году. А все-таки «новый», потому что не было еще выпуска из него, лишь только готовят дипломные проекты первые – будущие! – выпускники, которые придут завтра в аэропорты Москвы – Домодедово и Внуково, Шереметьево и Быково, в научно-исследовательские институты. Так мечта, воплощавшаяся некогда в моделях аэропланов – действующих или нет, не суть важно! – станет для молодых специалистов гражданской авиации явью, жизнью, делом.
Перед новым институтом была поставлена главная задача, продиктованная закономерным процессом развития Московского аэроузла: готовить специалистов для бурно развивающихся аэропортов. Судите сами: уже сегодня московские порты пропускают шестнадцать миллионов пассажиров в год, а через несколько лет эта цифра возрастет до сорока миллионов!
Современная летная техника становится все сложнее, и инженерное обеспечение технической надежности и безопасности полетов во многом зависит от надежной предполетной подготовки, за которую отвечают инженеры-эксплуатационники. Бортинженеров институт не готовит: кто захочет летать, после получения диплома пройдет занятия в учебно-тренировочном отряде и может идти в экипаж...
– Наш вуз ориентируется не только на подготовку молодых специалистов, – говорит ректор МИИ ГА И. С. Голубев. – Мы их учим четко разбираться в потоке информации, обладать широким запасом знаний, которые они смогут использовать сегодня или завтра в своей профессии, прививаем исследовательские навыки. Теоретические знания наши студенты закрепляют, проходя стажировку непосредственно на рабочих местах передовых авиапредприятий, с которыми у нас налажен тесный контакт.
Большое внимание мы уделяем научно-техническому творчеству студентов, которое ведется по специальной программе, разработанной профессорами и преподавателями вуза. К услугам студентов – лаборатории вуза, оснащенные самым современным оборудованием, институтский вычислительный центр. Применение ЭВМ в экспериментах и в техническом творчестве стало необходимостью и помогает нам готовить специалистов, хорошо знающих свою область, и в совершенстве владеть современными способами исследований.
В течение всего периода обучения студенты имеют возможность изучать новинки авиационного оборудования и сами по мере своих сил и способностей проводить эксперименты и участвовать в разработках новых образцов техники.
Одна из основных проблем, над которой сейчас работают почти все учреждения гражданской авиации, – продолжает И. С. Голубев, – проблема важнейшая, насущная, едва ли не главная в авиации – проблема безопасности полетов. Работаем над ее решением – частных ее аспектов, конечно, и мы в институте – на кафедрах, в отраслевых лабораториях. Важным направлением повышения эффективности обслуживания авиационной техники становится широчайшее внедрение средств технической диагностики, позволяющей быстро и точно определить состояние отдельных узлов и агрегатов самолетов и наземных систем. Это и наша тема. И не только специалистов – аспирантов, инженеров, профессоров, – но и самих студентов. Скажем, такая работа, как «Метод контроля технического состояния подшипников качения в изделиях авиационной техники с помощью электронного диагностического прибора», – работа студенческая. Звучит сложновато, а если попроще: методами, предложенными автором, мы сможем контролировать четкую работу антенн радиолокаторов. Важнейшая разработка!..
За эту тему студентка-заочница, а теперь сотрудница одной из кафедр института Алла Боброва получила в этом году третью премию на межвузовском конкурсе Министерства гражданской авиации на лучшую студенческую работу. Такие конкурсы министерство организует ежегодно, и трижды в них участвовали студенты «новорожденного» вуза – МИИ ГА Работы на конкурс студенты представляют под девизами. Девизом Аллы Бобровой стал «Эффект». Что ж, она не ошиблась в выборе определения для своей темы. Ее эффективность подтвердили и ректор МИИ ГА, да и комиссия, присудившая премию студентке.
Спустя год после образования института в нем был создан Совет научно-исследовательских студенческих работ. Когда мы спросили председателя совета Евгения Владимировича Промыслова, сколько студентов в вузе занимается научно-техническим творчеством, он помялся немного и сказал виновато:
– Цифра невелика: процентов семьдесят...
Это не было кокетством руководителя, безмерно гордящегося «широчайшим охватом» студентов деятельностью своего совета. Дело в том, что в институте стараются именно каждого студента привлечь к работе на кафедре или в лаборатории, а там видно будет: сумеет он мыслить творчески или станет просто хорошим исполнителем, специалистом.
– Мы должны из сегодняшних студентов выбирать завтрашних аспирантов нашего вуза, готовить работников научно-исследовательских институтов гражданской авиации, – говорит Е. В. Промыслов. – А умение творчески мыслить, исследовательские способности проявляются как раз на студенческой скамье. Поработает студент лаборантом под руководством преподавателя – смотришь, он уже сам свою работу сделал. Пусть еще маленькую, незначительную, но свою...
Ежегодно руководители лабораторий, кафедр рассматривают такие студенческие работы (даже «самые незначительные», пользуясь оценкой Промыслова) и представляют их комиссии Совета по научно-исследовательской работе студентов. А уж комиссия выдвигает лучшие на Всесоюзный конкурс. Так была выдвинута тема Аллы Бобровой. Так была замечена работа под девизом «Акцент». Ее авторы – студенты пятого курса Виктор Масляков и Василий Сериков исследовали методы посадки самолетов с помощью луча лазера.
– Если удастся осуществить в конце концов эти методы в практической работе аэропортов, – говорит Промыслов, – то это очень поможет обеспечению безопасности посадок машин. До сих пор, как известно, посадка самолета осуществляется с помощью радиосистем. Воздух над аэропортом буквально «набит» радиосигналами, «перегружен» ими до отказа. Лазерный луч «разгрузит» воздух, да и точность посадки станет выше. «Акцент» – часть общей темы, решением которой занимается и наш институт, немаловажная часть. Недаром работа Маслякова и Серикова отмечена на конкурсе первой премией.
Раз уж мы заговорили о недавнем конкурсе, то стоит подчеркнуть, что научный диапазон студенческих научно-исследовательских работ в институте достаточно широк. Например, вторую премию получила тема студента Алексея Бубнова, в которой он доказывает экономическую целесообразность контейнерных унифицированных перевозок грузов с помощью авиации – так, как это уже делается в морском флоте. Пока это лишь предварительный расчет, предложение на будущее. А вот студенческая работа «Физико-химия поверхностей и надежности авиационных материалов», в которой доказано, как можно повысить износостойкость стальных конструкций, их сопротивляемость коррозии, уже внедрена в промышленность, и экономический эффект составил пятьдесят тысяч рублей.
Сергей Киреев и Александр Захаров учатся на четвертом курсе, и их научно-техническое творчество, как, впрочем, у многих студентов, имеет узкопрактическое направление: совершенствование учебного процесса.
Точнее, создание стенда на транзисторах для проведения лабораторных работ по курсу «Радиопередающие устройства». Созданием аналогичного стенда занимались и студенты Киевского и Рижского институтов, но пока не добились желаемых результатов. В прошлом году Киреев и Захаров выступили в Киеве с докладом на эту тему на студенческой конференции. Их замыслами заинтересовались на многих авиапредприятиях, звонят в институт, спрашивают: как идут дела. Ребята отвечают, что схема пока собрана на панелях, уже работает, остается смонтировать в блок, а там и до конечного результата недалеко.
Александра и Сергея свела вместе любовь к радиотехнике, свела, несмотря на разницу в возрасте: Захаров армию прошел, а Киреев поступил в институт на радиотехнический факультет через год после окончания школы. Но вот сдружились, и не помешали несколько лет разницы, вместе на лекциях сидят, вместе конспекты пишут, вместе придумывают и чертят свои радиосхемы, вместе пропадают в лаборатории, готовя свой стенд.
...Сергей прикрепил микроамперметр в блок и включил питание.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.