И в борьбе этой творчество Шостаковича играет такую действенную роль, значение которой сегодня до конца оценить, быть может, даже и невозможно. Вот где настоящий авангард мировой культуры наших дней!
Он один из самых больших композиторов XX вена. И мы, его соотечественники и современники, горды и счастливы тем, что его музыка, пронизанная токами нашего времени, рождается на советской земле, говорит миру о жизни и борьбе советского народа.
Величие Шостаковича определяется для меня прежде всего значительностью той общественной и нравственной идеи, которая проходит через все его творчество. Это мысль о том, чтобы не было людям плохо, чтобы они не мучились и не страдали из-за войн и социальных бедствий, несправедливости и подавления. «Не хочу, чтобы было плохо!» – вот о чем он говорит своей музыкой. В ней звучит голос гражданской совести, направленной против всего, что эту совесть задевает, оскорбляет, больно ранит...
Если зарубежный человек XIX века, стараясь разгадать трудный для его понимания русский народ, обращался к романам Льва Толстого и еще более Достоевского, то современные люди Запада пытаются найти объяснение и Великой Октябрьской революции, и наших побед в Отечественной войне, и наших успехов в мирной жизни не только в книгах Алексея Толстого и Шолохова, но и в музыке Прокофьева и Шостаковича.
Не могу похвастаться, что хорошо знаю классическую музыку. А вот песни люблю безгранично.
В этом отношении песни Дмитрия Дмитриевича Шостаковича – пример выдающегося композиторского мастерства. Взять хотя бы его песни из кинофильмов «Встречный», «Человек с ружьем». А сколько гениальной простоты и высокой силы в песнях, которые написал композитор к кинотрилогии о Максиме, по существу, первом фильме о революционном рабочем классе.
В каждом произведении композитора ощущается его высокое гражданственное отношение к теме мира, ради которого композитор и творил всю жизнь.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.