1947 год – трудящиеся Ленинграда избрали Шостаковича депутатом Верховного Совета РСФСР.
1947 – 1948 годы – создание музыки к кинофильму «Молодая гвардия».
1954 год – Всемирный Совет Мира присудил Шостаковичу международную Ленинскую премию «За укрепление мира между народами».
1954 год – композитору присвоено звание народного артиста СССР.
1957 год – создание одиннадцатой симфонии «1905 год».
24 января 1959 года – премьера в Московском театре оперетты музыкальной комедии «Москва – Черемушки».
1961 год – вступление Шостаковича в ряды КПСС.
1 октября 1961 года – исполнение в Ленинграде симфонии «1917 год», посвященной памяти В. И. Ленина.
9 августа 1975 года – кончина Шостаковича.
4 октября 1975 года – исполнение в Малом зале Московской консерватории последнего сочинения композитора – «Сонаты для альта и рояля».
Высокий талант бессмертен. Всегда будет жить музыка Дмитрия Шостаковича, великого композитора современности. Музыковеды мира еще долго будут исследовать огромное творческое наследие художника-гражданина, «сумевшего чутким ухом прильнуть к сердцу Родины», как писал Алексей Толстой о творце Ленинградской симфонии.
Здесь мы публикуем запись короткого рассказа матери композитора Софьи Васильевны Шостакович о детстве сына, о первых его шагах в музыке.»
В ноябре сорок третьего года, когда еще была затемнена Москва, в Большом зале Консерватории, переполненном до отказа, состоялась премьера Восьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Успех ее был грандиозен.
Пишущий эти строки, тогда корреспондент Советского информбюро, побывал у матери композитора, первой его наставницы в музыке, замечательного, сердечного человека.
– Расскажите о своем сыне...
В тот вечер появилась запись воспоминаний Софьи Васильевны Шостакович. Эти воспоминания мы и предлагаем вниманию читателей.
Михаил Александров
Сейчас за окном мягко падают большие хлопья снега и видно, как в саду мои шалуны-внучата Галя и Максим бегают за снежинками, ловят их и смеются так звонко и заразительно, что невольно заставляют и меня улыбаться. Я смотрю на них и настолько живо вспоминаю то время, когда их отец был таким же большеглазым шалуном, что кажется, стоит мне только выйти на крыльцо, позвать: «Митя!» – и сын прибежит с мокрыми от снега валенками, с горящими, как огонь, щеками, с криком еще издали о том, что, мол, обедать еще совсем-совсем рано!..
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.