Друг лиры просвещенной

Юрий Щеглов| опубликовано в номере №1338, февраль 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вымолви словечко;

Слушай песни круговой;

Вынь себе колечко.

Пой, красавица: «кузнец,

Скуй мне злат и нов венец,

Скуй кольцо златое;

Мне венчаться тем венцом,

Обручаться тем кольцом

При святом налое».

Обладая завидным драматургическим талантом, Жуковский, не затягивая экспозиции, приступает к сцене гадания, легко сплавляя реальное и фантастическое, отливающее блестками национального колорита. Элементы «ужасного», на которых иногда строил он баллады, Здесь сведены до минимума. Все естественно, зримо, узнаваемо, лишь прозрачная дымка таинственности наброшена на происходящее. Светлана страдает без далекого суженого. Он появляется внезапно и так, будто вбежал в распахнутую дверь избы:

Вдруг, в ее влетает слух

Тихий, легкий шепот:

«Я с тобой, моя краса;

Укротились небеса;

Твой услышан ропот!»

Эпизод скачки с женихом напоминает старую палехскую миниатюру. В нем явственно ощущается дух отечественных традиций, скорее изобразительных, чем литературных. Отбор детали, несущей главную образную нагрузку, восходит к зрительному ряду. Русские художники в древности трансформировали действительность близко к этому:

Сели... кони с места враз;

Пышут дым ноздрями;

От копыт их поднялась

Вьюга над санями.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 9-м номере читайте о красавицах пушкинской эпохи вдохновлявших  великих поэтов и живописцев¸ которые, в свою очередь, увековечивали их в своих полотнах и произведениях, о закрытой полицией первой выставке французского художника Амедео Модильяни, о создателе фильмов, вошедших в золотой фонд отечественного и мирового киноискусства, режиссере Алексее Германе, о прекрасной поэтессе Веронике Тушновой, о таинственном дневнике Михаила Михайловича Пришвина, новый детектив Ларисы Королевой «Шоу толстушек» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Микробы атакуют нефть

Олег Миронов, доктор биологических наук

Исповедь безработного

Мир капитала: когда человек никому не нужен