Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: «кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое».
Обладая завидным драматургическим талантом, Жуковский, не затягивая экспозиции, приступает к сцене гадания, легко сплавляя реальное и фантастическое, отливающее блестками национального колорита. Элементы «ужасного», на которых иногда строил он баллады, Здесь сведены до минимума. Все естественно, зримо, узнаваемо, лишь прозрачная дымка таинственности наброшена на происходящее. Светлана страдает без далекого суженого. Он появляется внезапно и так, будто вбежал в распахнутую дверь избы:
Вдруг, в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»
Эпизод скачки с женихом напоминает старую палехскую миниатюру. В нем явственно ощущается дух отечественных традиций, скорее изобразительных, чем литературных. Отбор детали, несущей главную образную нагрузку, восходит к зрительному ряду. Русские художники в древности трансформировали действительность близко к этому:
Сели... кони с места враз;
Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
Вьюга над санями.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Мир капитала: когда человек никому не нужен
Литературные уроки