ЗА ПОЛЧАСА до отхода командир канонерской лодки «Красный боец» закончил осмотр корабля и направился в кают - компанию. Проходя мимо вахтенного начальника, он бросил в еще душный от дневного зноя воздух:
- На мостике. Смотреть за сигналом командира флотилии!
- Есть. Смотрим - ответил вахтенный начальник, вглядываясь в раскинувшийся по гористому берегу бухты город, с освещенных бульваров которого неслись медные звуки оркестра и тонули во влажных всплесках моря.
Кают - компания канонерской лодки битком набита участниками маневров. Сухопутные командиры, встретившись в первый раз с моряками, знакомились друг с другом, беседовали. Разговор постепенно угасал, и сквозь наступавшую тишину слышался мягкий рокот морского прибоя, лившийся через открытые настежь иллюминаторы.
Ровно в полночь радио возвестило о начале маневров. Кают - компания опустела, - все перебрались на верхнюю палубу и капитанский мостик.
После почти двухдневной портовой стоянки, корабль ожил и наполнился движением и работой от капитанского мостика вплоть до угольных ям.
Командир лодки насторожился, как пред настоящим боем. Напряженность чувствовалась в каждом его жесте, в каждой команде, и по невидимым нитям передавалась во все концы корабля.
- Свистать всех на верх, швартовы снимать; всех сигнальщиков на мостик!.
Вахтенный боцман, здоровый, коренастый крепыш засвистал в дудку и, просунув голову в люк кубрика, чеканно повторил команду. - Пошел все наверх, - швартовы снимать!
Один за другим выбегали матросы, спеша на свои места.
- Отдать лишние концы! Приготовить машину!
- Трап убрать! Часового убрать! - ворковал низкий тенорок командира, - отдай носовой!
Лихо работала команда, стараясь не подкачать и отвалить от пристани раньше других судов эскадры.
Красноармейцы сухопутного отряда, принятые на борт канонерской лодки в качестве десанта, все до единого высыпали на верхнюю палубу, с интересом вглядываясь в незнакомую еще работу военного корабля.
Город уходил... свет отдельных фонарей слился в общее зарево и подернулся пленкой тумана; замолкли рабочие вздохи порта и слышно только, как вздрагивает стальной корпус корабля от могучих судорог металлических членов машин.
- Николай Васильевич, - - сказал командир вбежавшему на мостик штурману, - с какой стороны открывается красный свет, с правой или с левой?
- С левой, Константин Константинович, идем правильно!
- То - то ж, как бы на минное поле не брякнуть, придется тогда «ноли» повесить. - Так держать.
- Есть! Так держать, - отозвался тихим эхом рулевой из штурвальной будки.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Из воспоминаний участника