Последняя капля

Деккер – Мультатули| опубликовано в номере №33, июль 1925
  • В закладки
  • Вставить в блог

Роман «Макс Хавелаар»

В СЕМЬЕ САНДИЯ случилось большое горе: окружной начальник за неуплату в срок земельной аренды отнял у отца Сандия буйвола. А всякий знает, чем это грозит явайскому крестьянину.

Семья Сандия жила в деревне Бадуре, округа Паранг - Кудьянга, на острове Яве, принадлежащем Голландии.

Тяжко живется там крестьянскому и рабочему люду. Голландия - самое крошечное государство в Европе, только и сильно и богато, что своими колониями. Но как она ни мала, гнет и произвол ее чиновников в этих далеких владениях не меньше, чем в колониях других капиталистических государств. В глазах этих властителей туземцы - не люди, а только подданные, и нет границ жестокостям и насилиям над ними.

Население Явы - малайцы и многочисленные малайские племена. Они обрабатывают поля для посева риса, и от его урожая зависит вся жизнь малайского крестьянина. Буйвол - их рабочий скот. Жирная, сырая земля, тяжелый и глубоко забирающий плуг не под силу никакому другому четвероногому работнику. Один буйвол только может осилить эту работу.

И вот голландское правительство и его чиновники не останавливаются ни перед чем: когда наступает срок уплаты налогов и аренды, а иногда и раньше, если чиновнику вздумается совершить налет на деревню в пользу собственного кармана, он отнимает у землепашца последнего буйвола, не считаясь с последствиями такого насилия.

Так это и случилось с отцом Сандия. А между тем, как раз приближалось время пахоты; если рисовое поле во время не вспахать, то его нельзя и засеять, значит, и урожая не будет, и семья будет голодать.

Да и не один только голод грозит: нечем будет заплатить и следующую аренду. Начальник пошлет жалобу вице - резиденту, а тот наложит штраф. А разве отец Сандия в состоянии уплатить штраф?

Что делать? Не сколько дней крестьянин ходил задумчивый и молчаливый. Наконец, решился. Вытащил он со дна сундука крис (кинжал), в кованых серебряных ножнах, - единственное наследство от отца, и продал его в городе китайцу. Домой принес он двадцать четыре гульдена и через несколько дней купил нового буйвола.

Новый работник очень скоро подружился с Сандием, хотя мальчик и помнил еще своего старого друга. Но новый был необыкновенно кроток и ласков. Все же между старым и новым буйволом была большая разница. Новый был не так велик и силен, и старое ярмо было для него слишком широко. Терпения и кротости у него было не меньше, но Сандий не мог уже хвастаться силой своего помощника перед братьями Адинды. Зато новый друг был необыкновенно красив со своей курчавой шерстью на лопатках. Правда, борозды выходили не такие ровные и красивые, но Сандий исправлял, как мог, своими руками все недочеты.

Раз, во время работы в поле, буй вол вдруг остановился, как вкопанный. Никакие крики и понукания Сандия не помогли: буйвол стоял, тяжело дыша, и только встряхивал головой, точно стараясь сбросить ярмо. Он фыркал широко раздутыми ноздрями и трясся всем телом. Кроткие голубые глаза выражали ужас, верхняя губа приподнялась и обнажила десны.

Вдруг братья Адинды закричали в ужасе:

- Беги, беги, Сандий! Тигр за твоей спиной... Он уже близко.

Сами они быстро распрягли своего буйвола, вскочили на его широкую спину и, не разбирая дороги, бешено ускакали. Когда они домчались до деревни, Сандия с ними не было.

А Сандий, услыхав крики товарищей, собирался, подобно им, вскочить на своего буйвола, чтобы бежать вслед за ними, но в эту минуту на него прыгнул тигр и свалил на землю. Буйвол сорвался с места, перепрыгнул через лежавшего Сандия и бросился бежать... Через минуту, однако, он вернулся назад, и, упершись передними ногами в землю, устроил навес из своего тела над своим маленьким другом. Рога он направил навстречу зверю. Тигр снова прыгнул, и на этот раз наскочил прямо на рога, Буйвол перекинул его через голову, и он упал с распоротым брюхом, мертвый, в нескольких метрах от обоих друзей.

Никто глазам своим не верил, когда Сандий на буйволе въехал в деревню. Буйвол стал семье еще дороже. Особенно мать Сандия, благодарная за спасение сына, привязалась к нему. Она вылечила целебными травами раны животного и усердно ухаживала за ним.

Но и этот буйвол был отнят, когда Сандию исполнилось двенадцать лет. Отцу Сандия невмоготу стало бороться с начальником округа. У него нечего было больше продать: ни из своего наследства, ни из приданого жены - ничего не осталось. Буйвола, значит, купить было не на что. Еще года два - три он продержался на своем поле, обрабатывая его наемным буйволом. Но тому, кто привык иметь своего, тому трудно справляться с чужим, и работа шла далеко не так хорошо, как прежде. Боясь в то же время наказания за неуплату в срок податей и аренды, он решил уйти с насиженного места. К тому же и жена умерла от всех этих невзгод, дети немного подросли, и он ушел искать заработка в другом месте. Но ушел он без паспорта. За это его наказали палками и водворили на старое место. Вскоре его посадили в тюрьму за новую попытку уйти из Бадура. В тюрьме он и умер.

Неизвестно, куда разбрелись братья и сестры Сандия, но ему самому пошел уже шестнадцатый год. Дом его развалился, ничего из имущества не осталось, и он решил уйти из деревни в большой город, где легче было найти работу и заработок. Он решил направиться в столицу Батавию и наняться слугою к какому - нибудь богатому барину. Опытные люди говорили Сандию, что усердием и хорошим поведением года в три можно заработать, по крайней мере, на пару буйволов и завести собственное хозяйство. Это очень улыбалось Сандию, и он пошел поделиться своими планами с Адиндой.

- Когда я вернусь, мы обвенчаемся, и у нас сразу уже будет свое хозяйство, - с увлечением говорил он.

- Вот хорошо! - воскликнула Адинда. - Я сейчас же перейду к тебе. А пока тебя не будет в Бадуре, я буду прясть и ткать, чтобы и самой приработать сколько - нибудь.

- Верю тебе, Адинда... Ну, а если ты будешь уже замужем, когда я вернусь?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены