ИСПОКОН ВЕКОВ полюсы земли тянули людей своей загадкой. Уже в 15 - м веке первые попытки исследования полярных стран были сделаны испанцами и норвежцами.
На карте указаны точки, достигнутые самыми счастливыми из полярных исследователей. Из них Никсен добрался до 85°7' или 420 километров от полюса, Каньи - до 86°37' или 366 килом, и Пири в своем 6 - м путешествии достиг 87°6' или 267 килом, от полюса. Это являлось высшим достижением в ряду официально зафиксированных расстояний.
Описания всех этих полярных исследований сходятся в том, что касается трудностей этого пути: внезапные снежные бури, сметающие все на своем пути, холод, бесконечно полярные ночи, измучившие зазимовавшие экспедиции, и ужасные «льдотрения», происходящие от сдвига колоссальных ледяных полей. При этом со всех сторон судна вздымаются грозные ледяные валы, выбрасывая подчас судно на несколько метров вверх, раздавливая его. Все эти описания окутали еще большей тайной страны «вечных льдов», создали жуткие легенды и утвердили уверенность в полной невозможности распространить влияние человека на эти безотрадные области.
Весной, при сдвиге льдов, колоссальные ледяные горы отрываются от безбрежных ледяных полей и уносятся в Атлантику.
Суровые гости полюса, уничтожающие встречные суда, - гроза не только для утлых китоловов, но и для таких гигантов моря, как злосчастный «Титаник», погибший от столкновения 12 лет назад.
Взамен Айсбергов экватор тянет к полюсу свой жаркий дар - теплое течение Гольфштрома, несущее тепло и жизнь на всем пути своего следования.
Темные волны этой «океанской реки» уносят из тропиков стволы южных деревьев, запутавшиеся на них травы и цветы, семена которых, выброшенные на полярные берега, прививаются в чужой почве, пускают ростки и растут буйным цветом в короткое полярное лето.
Последние годы, благодаря развитию авиации, давшей возможность организовать полярные полеты на острове Шпицберген, пролили новый свет на тайны полярных стран. Новые данные доказывают, что все исследователи значительно сгустили краски, - что было неудивительно в тех тяжелых условиях, в которых они находились, будучи блокированы льдами со всех сторон на своих, бродивших по воле случая и волн, судах.
Началась переоценка полярных стран и полюса, которая привела к совершенно неожиданным выводам, доказав, что Арктика вполне обитаема, что она - неисчерпаемый источник природных богатств, что климатические условия отнюдь не так ужасны, как принято думать. Известный полярный исследователь Стефенсон делает в американских журналах сводку всех новых сведений об Арктике на основании последних Шпицбергенских изысканий и наблюдений. В середине лета температура не ниже, нежели в средней части Мексиканского залива, доходя до 250 и еще выше в тени.
Снегопад по высоте в дюймах значительно ниже, нежели в северной Шотландии.
Воды Северного Ледовитого океана плавны и тихи по сравнению с бурными волнами Атлантики. Ураганы и циклоны, свирепствующие в Атлантике и Тихом океане, почти не бывают в Сев. Ледовитом океане; снежные бури захватывают только нижние слои воздуха.
Туманы стелются низко над уровнем океана и земли, и воздушные суда, в противоположность своим водяным собратьям, не будут знать никаких метеорологических «неприятностей». Все эти новые данные вызвали во всем мире усиленный интерес к полярным странам. Намечаются воздушные полярные рейсы по маршруту: Лондон, Амстердам, Сев. Норвегия, Ленинград, Ново Николаевск, Токио, Номе (Аляска), Сан-Франциско. Америка намечает план сооружения 6 колоссальных дирижаблей для этой линии.
Весь этот путь от Лондона до Сан-Франциско потребует всего 31/2 суток вместо теперешних 14 - 18. Это не мудрено, принимая во внимание, что за полярным кругом рейс этот будет насчитывать 4.000 миль, тогда как рейс через Европу, Сибирь и т. д. имеет 9.000 миль.
В летнее время почти все путешествие пройдет при дневном свете - в области полярного летнего дня. В связи с этим планом капиталистические страны с огорчением говорят о том, что отдали Сов. России остров Врангеля, и мечтают получить его обратно, как базу будущего воздушного сообщения.
Электрификация дала бы возможность превратить долгую полярную зимнюю ночь в день. Авторитеты говорят, что этот искусственный день будет во много раз здоровее и приятнее, нежели осенние и зимние лондонские туманы.
Что привлекает всех к северу?
- Несметные богатства полярных стран. Пушнина, рыбные и звериные промыслы, золото, неиспользованные каменноугольные залежи.
Это все обогатит страну, которая первая возьмется за эксплуатацию Арктики. Летом текущего года с острова Шпицберген отлетает несколько полярных экспедиций на самолетах.
Самая значительная из них - Амундсена. Он вылетел с целью, если метеорологические условия позволят, перелететь через полюс и опуститься в Аляске. По пути должны были быть сделаны фото - снимки и наблюдения. Экспедиция Амундсена, однако, вернулась обратно, не достигнув полюса. Этому помешала порча аппаратов, возникшая вследствие чрезвычайно низкой температуры.
ЧЕЛОВЕК ЗАВОЕВЫВАЕТ все стихии, все силы природы, все отдаленные закоулки планеты. Пар дал возможность завоевать океан, мотор со вспышкой и алюминий - океан воздуха, а авиация и электричество покорят человеку полюс - могилу стольких храбрецов.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Промышленно - показательная Выставка ВСНХ СССР