В ОБИЛЬНЫХ ОСАДКАМИ западных, северо-западных и центральных губерниях, где глинистая или каменистая подпочва не пропускает сквозь себя воду, часто образуются большие, но мелкие беспроточные озера. Берега таких озер очень скоро порастают мхом. Мох этот постепенно растет, расширяется, и мало - помалу все озеро затягивается слоем мха. Под этим слоем находится вода. Из года в год слой мха утолщается, сверху нарастает все новый и новый мох, - свежий, полный силы, а снизу мох умирает. В конце - концов, он достигает такой толщины, что заполняет собою все озеро до самого дна его.
Так образуются моховые болота. Все они были когда - то озерами, а теперь вместо воды они наполнены мхом. Вода, которая еще остается в болоте, держится во мху, как в губке, и можно, сдавивши комок такого моха руками, выжать из него воду. Мох впитывает в себя воду, и во время дождей такие болота часто даже разбухают. Давно умерший, побуревший мох превращается постепенно в болоте в плотную массу так наз. «торфа». Оттого и старые моховые болота называют «торфяными» болотами или просто «торфяниками». Чем древнее такое болото, тем толще слой торфа.
Торф находит различное и весьма важное применение в хозяйственной жизни человека.
Так он является дешевым топливом, вполне могущим заменить дрова, а в некоторых случаях и каменный уголь.
Мало разложившийся (молодой) торф может разрабатываться, как подстилочный материал для скота. Такой мох не только заменяет солому, но и превосходит ее по своим качествам.
Далее торф употребляется, как удобрение и как материал для законопачивания построек.
Чистый волокнистый мховый торф в некоторых случаях применяется даже, как перевязочное средство при ушибах, поранениях и переломах.
Насколько большое применение получает торф, настолько проста его добыча.
Обычно торф добывается ручным способом.
Для этого прежде всего подготовляется торфяное болото. Ведь оно имеет в себе излишки воды, которую задерживает в переплетающихся веточках моха. И вот, чтобы удалить лишнюю воду, роют особые т. наз. дренажные, осушительные канавы, по которым отводится вода.
Кроме того, необходимо снять еще тот слой моха, который еще не превратился в торф. Этот мох «огес» снимается или просто лопатами, или особыми плугами. Затем рабочие особо приспособленными лопатами режут торфяную массу на кирпичи и выносят их для просушки на стилку - особую площадь для просушки.
Но этот способ добывания торфа очень примитивен и вследствие этого торф получается очень низкого качества, хотя на добычу его необходимо большое количество рабочих т. наз. ямщиков (горфокопов). Для получения плотного и более однородного торфяного топлива, торфяная масса должна быть хорошо размешана и раздроблена.
Это достигается особыми машинами, в которых особые винты или топоры, вращающиеся с большой скоростью, раздробляют торфяную массу, перемешивают ее и затем машина формует массу в кирпичи, удобные для употребления.
Но и эти машины, заменяющие большое количество рабочих, мало - помалу вытесняются машинами, которые заменяют собой: «ямщиков», т. - е. рабочих, роющих торфяную массу, элеватор, подающий массу вверх и торфяную машину, прессующую торф.
Эта так наз. «Баггер машина» имеет ковши, прикрепленные к двойной бесконечной цепи. При вращении ковши острыми краями захватывают из карьера (т. - е. из мест добычи) торфяную массу и подают ее в приемную воронку пресс - машины. Прошедшая через пресс - машину и переработанная масса при выходе ее из мундштука, режется на куски и особыми механическими транспортерами передается на поле сушки и автоматически сбрасывается в рядки.
Торф, добытый кустарным и машинным способом, содержит в себе большое количество влаги, которую нужно удалить из него помощью воздушной сушки.
Торфяные кирпичи складывают рядами. Через 7 - 10 дней плитки подсохнут и их переворачивают на другую сторону, а еще дней через 7 складывают в небольшие круглые клетки. Когда кирпичи просохнут, то их перекладывают в штабеля, из которых торф вберется по мере надобности для сжигания.
Как видно из всего вышесказанного, торф добывается чрезвычайно легко. Благодаря этому, добыча его не сопряжена с большими затратами, а большие моховые болота таят в себе сотни и миллионы пудов дешевого топлива.
Эти обстоятельства - большие запасы и дешевизна - дали мысль строить у больших торфяных озер электрические станции, которые, пользуясь торфом, как топливом, дешевым и неиссякающим, в то же самое время передавали бы энергию для промышленных предприятий и для освещения. Одной из таких электростанций является известная Шатурская электрическая станция, известная больше под названием «Шатурка», которая будет давать электроэнергию за 100 верст для г. Москвы.
Теперь добыча торфа в России превышает довоенную добычу, что видно из следующих цифр:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.