– А откуда я знаю, что все это не жульничество?
– О сэр, это все предусмотрено. Мы проделаем небольшой опыт и, если он вам покажется убедительным, обсудим детали. Только учтите, что тело для себя вам придется добывать самому. Пока что у нас, к сожалению, нет законной торговли бедными людьми, хотя она была бы логичной. Бедные могут продать свой глаз или скелет с поставкой после смерти, но целиком себя пока продать они не могут. Итак, вы согласны на небольшой эксперимент?
– Мне нечего терять, – сказал Гроппер.
Лаборатория помещалась в подвале. Когда-то, должно быть, здесь был гараж, и бетонные стены все еще источали едва уловимый запах бензина. В углу стоял странного вида аппарат с торчащим спереди колпаном, наподобие фена для волос дамских парикмахерских. Профессор, склонившись над аппаратом, оживленно говорил:
– Видите ли, мистер Гроппер, как только мне пришла в голову идея этой штуки, я тут же ушел из Гарвардского университета, где я работал в лаборатории бионики. Это, кстати, гибрид биологии и кибернетики. Согласитесь, что такую идею жаль делить с кем-либо. Коллектив хорош, пока не запахнет большими деньгами. Деньги действуют на коллектив, как мощный растворитель: он моментально растворяется и распадается на составные части – столько-то индивидуальных карманов. Кроме того, существует уйма моральных, политических и религиозных предрассудков...
В аппарате послышалось слабое жужжание, на зеленоватых экранчиках осциллографов заметались яркие зайчики.
Профессор кивнул на своего помощника:
– Посмотрите внимательно, мистер Гроппер, мой коллега Кристофер Хант. Осмотрите тщательно его костюм. Отличный ворстед, модный покрой. Мистер Хант одевается только у братьев Брукс. Двести долларов за костюм. Каково, а? Посмотрите на ботинки, носки. Нет, нет, я не коммивояжер. Просто через несколько минут вы увидите все эти вещи с другой точки зрения.
Итак, Крис, вы согласны одолжить свое тридцатисемилетнее тело, здоровое, весом в сто восемьдесят фунтов, ростом в пять футов десять с половиной дюймов, присутствующему здесь одному из крупнейших финансистов нашей страны, мистеру Фрэнку Джилберту Гропперу?
– Шеф, вы торжественны, как агент по продаже недвижимости при заключении контракта на девяносто девять лет.
– Согласитесь, Крис, что примерка бессмертия – довольно необычная церемония.
Мозг Гроппера всегда носил ярко аналитический характер. Он пропускал сквозь себя факты, выбирал нужные, нисколько не заботясь об их эмоциональной окраске. Думая, он чувствовал при этом примерно то Же, что рыболовная сеть, задерживающая в своих ячейках рыбу. Но сейчас он потерял способность думать. Он был анестезирован надеждой. Он весь одеревенел, напрягся, распираемый жаждой жизни. Он уже верил в возможность невозможного, и чем невозможнее, нереальнее казалась цель, тем жарче была его вера.
Перед его мысленным взором хаотическим калейдоскопом проносился длинный список фирм, в которые были вложены его деньги: «Дженерал дайнемикс», «Боинг», «Лонхид», «Алкоа», «Бетлехем стил»... Он видел главный зал нью-йоркской фондовой биржи, слышал потрескивание телетайпов, из которых выползали ленты с так хорошо знакомыми цифрами...
– Прошу вас, мистер Гроппер, не бойтесь. Сядьте сюда, в это кресло, так. Вставьте голову в фиксатор. Отлично. Крис уже готов. Внимание! Начинаем.
Гроппер почувствовал, как будто кто-то невидимый начал быстро и ловко стирать резинкой нарисованную его мысленным взором картину,
Биржевой зал тускнел, вернее, не тускнел, а по частям растворялся, исчезал. Взмахнув бумажными лентами, испарились телетайпы. Стали прозрачными стены. Он ощутил странную легкость полета во сне... Он... кто он?.. Калейдоскоп перед глазами продолжал бледнеть. Вон осталась одна яркая цепочка. Она порвалась, потускнела, мигнула в последний раз, и он перестал существовать...
– Как вы себя чувствуете, мистер Гроппер? – услышал он голос Беллоу. Профессор улыбался. Он откинул финсатор, и Гроппер, ворочая слегка онемевшей шеей, встал.
– Что-нибудь не получилось? – автоматически спросил финансист.
– Напротив, все в порядке.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.