Стройная яхта грудью рассекает крутую волну. Мачта клонится все ниже и ниже. Кажется, еще немного – и маленький кораблик покорится грозной стихии. Но проносится шквал – и как ни в чем не бывало несет свои паруса белокрылая красавица, бегущая по волнам.
На первый взгляд все яхты одинаковы. Лишь присмотревшись повнимательнее, вы увидите разницу. Одни узкие и длинные с поднятым носом и высокой мачтой, другие короче и шире, да и парус у них пониже и поменьше площадью.
Чтобы сравнивать ходовые качества яхт и, по возможности, сблизить условия при проведении гонок, спортивные парусные суда делят на группы, или, как их называют яхтсмены, классы. Сначала их делили на группы по водоизмещению, то есть по размерам корпуса. Но скорость яхты зависит еще от формы корпуса и от площади парусов, так постепенно пришли к существующей ныне спортивной парусной классификации, дающей вполне конкретное и точное определение современных международных и национальных классов яхт.
Парусные гонки – составная часть программы Олимпийских игр. Советские яхтсмены примут старты на токийской воде во всех пяти олимпийских классах: это килевые яхты «Дракон», «Звездный» и «R-5,5», а также швертботы «Финн» и «Летучий голландец».
Килевые яхты предназначены для плавания в прибрежных морских районах и больших внутренних водоемах. Они обладают хорошими мореходными качествами, имеют высокую остойчивость за счет постоянного тяжелого балласта. Швертботы представляют собой суда легкого типа. Они менее остойчивы, и плавание на них вдали от морских берегов небезопасно. Вместо постоянного балласта швертботы имеют легкий выдвижной киль, так называемый шверт, от которого они и получили свое название.
Самую давнюю историю из всех олимпийских яхт имеет «Звездный класс». Спроектированный и построенный в 1911 году, «Звездник» быстро завоевал признание любителей парусного спорта. В 1924 году был создан международный союз «Звездного класса», который в настоящее время является крупнейшей организацией парусного спорта. Этот класс культивируется во многих странах мира и насчитывает в своем составе до пяти тысяч судов.
В олимпийских парусных гонках «Звездники» участвуют с 1932 года. Яхта эта проста по конструкции, относительно дешево, но сложна и интересна в управлении. Советские спортсмены впервые познакомились со «Звездником» в 1952 году на Олимпийских играх в Хельсинки и с тех пор достигли немалых успехов в международных гонках. На олимпийской парусной регате в Неаполитанском заливе в 1960 году заслуженные мастера спорта бессменные чемпионы СССР Тимир Линегин и Федор Шутков завоевали золотые медали и звание олимпийских чемпионов.
Тридцать даа года назад, когда «Звездники» взяли старты на Олимпиаде, Норвегии был спущен на воду первый «Дракон». Конструкторы думали создать дешевый тип туристского судна, а получилась дорогая гоночная яхта. Управляет ею экипаж, состоящий из рулевого и двух матросов.
В олимпийских регатах яхты класса «Дракон» выступают с 1948 года. Наши спортсмены из года в год улучшают свои результаты, но большого успеха пока еще не добились. Первый кандидат в олимпийскую сборную страны москвич Ю. Шаврин со своим экипажем находится сейчас в отличной форме, и, кто знает, может быть, выступление в Токио принесет ему долгожданную победу.
Класс «R-S.5» – самый молодой и самый крупный среди килевых яхт. В Олимпийских играх он участвует лишь с 1952 года. Эти яхты интересны тем, что относятся к числу конструктивных, то есть таких, основные размеры которых могут значительно изменяться по воле конструктора. Но все размеры, в том числе и площадь парусности, подставленные в специальную формулу, не должны дать результат более 5,5 метра. Такое требование дает возможность создавать яхты с высокими ходовыми качествами. Советские спортсмены успешно выступали во многих международных соревнованиях в классе «В-5,5», но в стартах олимпийских регатуспеха пока не имели. Ныне же у московского гонщика К. Александрова все возможности войти в число призеров Олимпиады.
Швертбот – одиночка
«Финн» – был спроектирован к Олимпийским играм в Хельсинки и быстро получил международную известность. Острый удлиненный нос, короткая корма, сравнительно плоское днище, а самое главное – гибкая, свободная от такелажа мачта, вращающаяся вместе с парусом, позволяют «Финну» как бы скользить по поверхности воды.
«Финн» относится к числу монотипов, конструкцию которых нельзя менять по воле проектировщика, поэтому главную роль для завоевания победы в гонках играет мастерство рулевого и качество подготовки судна. Таллинский спортсмен А. Чучелов не только обладатель серебряной медали предыдущей Олимпиады, но и один из вероятных победителей е Токио.
Самый молодой из олимпийских классов яхт – это монотип «Летучий голландец», корпус «Летучего голландца», очень легкий, делается из специальной фанеры или пластмассы. Узкий высокий нос, малый вес и относительно большой парус позволяют развивать высокую скорость и быстро глиссировать. Управление этой яхтой требует большого мастерства рулевого и матроса, которому при сильном ветре приходится выбрасываться далеко за борт на специальном тросе, называемом «трапецией». Молодые советские «голландцы» А. Шелков-ников и В. Пильчин, впервые выступая на римской Олимпиаде, завоевали почетное шестое место, что позволило нашей команде стать в неофициальном командном зачете по парусным гонкам второй, опередив сильных яхтсменов США, Италии и Норвегии.
Парусная гонка – волнующее и красивое зрелище. Результаты здесь зависят не только от качества и конструкций яхт. Главную роль играет степень подготовки экипажей, физическое развитие, знание особенностей своего судна и умение быстро ориентироваться в сложной, быстро меняющейся обстановке.
...Плавно скользят по волнам белокрылые кораблики, их не пугают ни шторм, ни пенные брызги волн. Крепче держи румпель, рулевой! Тебя ждет впереди победа!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.