Сразу же после ее смерти заговорили об отравлении — трудно было поверить, что молодая женщина могла умереть столь рано по естественным причинам. Сначала в преступлении заподозрили друга Агнессы Жака Кера — придворная дама Жанна де Вандом заявила под присягой, что именно он виновен в ее смерти. Его судили, но за недостаточностью улик оправдали. Однако повод посадить казначея Кера в тюрьму все-таки нашли — его бросили в застенки за растрату государственной казны.
Затем под подозрение попал родной сын короля дофин Людовик. Он действительно терпеть не мог отцовскую фаворитку, которая пользовалась при дворе большей властью и влиянием, чем его мать, королева Мария. Но и тут не нашли доказательств. Тайна смерти Агнессы осталась нераскрытой...
Но Франция запомнила ее как благородную даму, многое сделавшую для своего народа. Художник Жан Фуке, работавший при дворе Карла VII, получив примерно в 1450 году заказ от Этьена Шевалье на исполнение алтарного диптиха, решил (а может, сделал это по просьбе Шевалье) запечатлеть ее черты в образе Богоматери.
Примерно в то же время (историки искусства не могут точно датировать эту работу художника) он пишет и портрет короля Карла VII — человека пресыщенного, нерешительного, слабовольного, терзаемого страстями. Но при всем при этом на портрете Фуке изображен все-таки правитель государства, настоящий король — наделенный властью монарх, решающий судьбы своих подданных. Король, оставшийся в истории благодаря двум женщинам — Жанне д’Арк и Агнессе Сорель.
Об Агнессе Сорель напоминали впоследствии всем великим фавориткам французских королей. Мадам Помпадур однажды получила послание от мсье Дюкло, призывавшего ее следовать примеру прекрасной Агнессы. «Это была женщина, к которой Карл испытывал самую сильную страсть, и которая наиболее достойно использовала его привязанность… Редкий случай для подражания тем, кто пользуется такими же милостями, ибо она любила Карла ради него самого и все делала для славы своего возлюбленного и счастья королевства».
После смерти Карла церковники, не любившие Агнессу, пожелали перенести ее захоронение подальше от алтаря, но, как ни странно, Людовик XI, не испытывавший теплых чувств к мадам Сорель, запретил беспокоить ее прах. В 1794 году, когда Францию захлестнула Революция, гробницу Агнессы разбили. Спас останки мадам Красоты некий мсье Пошоль. Позже, в 1806 году, по приказу префекта области генерала Помераля, памятник был реставрирован, а фронтон украсили смелые слова Вольтера: «Я — Агнесса. Да здравствует Франция и любовь!»
В 2004 году для выяснения тайны смерти мадам Сорель использовали достижения современной науки. 28 сентября гробницу Агнессы вскрыли. Ученые установили — фаворитка Карла VII была отравлена ядом, содержащим ртуть. К сожалению, определить имя убийцы уже невозможно…
Многое изменилось в нашем мире со времен Столетней войны, но об Агнессе Сорель не забыли. О ней пишут исторические исследования и романы, снимают художественные и документальные фильмы, а туристы, приезжающие в маленький городок Лош, обязательно идут на могилу легендарной мадам Боте. Над черным мраморным цоколем — очаровательная головка молодой женщины. Той, что навеки запечатлена в образе Мадонны на великолепной картине Жана Фуке. Той, которая столько сделала во имя Любви для своей страны и своего возлюбленного.
Во весь экран
|
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Картина «Мастерская художника на улице Кондамин»
Картина «Прекрасная шоколадница»
Апрель 2010
Легенда о том, как одесситы обманули экспертов Лувра
комментарии
Очень интересно,спасибо. Приятно,что даже сквозь века,мы помним о женщинах,чья любовь и поддержка помогала великим мира сего.