— Вот это по-нашему, — Иван широко улыбнулся и потрепал Алпу по плечу. — Расскажи.
— С девкой мы слюбились, а тут к ее отцу старик один свататься: пятьдесят оленей дам. Отец: ладна. Отдал девку. А я к старикову паулю подобрался да и прокричал кедровкой — и раньше ее так из дому вызывал. А старик-то ушлый: сообразил, что на ту пору кедровке еще не время голос подавать. И уследил, как девка моя тряпки свои собирать стала, а потом в тайге нас и накрыл. Отвез ее к родителям: непутевые, говорит, вы, и поросль ваша такая же, отдавайте приданое...
Вогул замолчал, невидящим взглядом уставившись в береговую гальку. Потом со вздохом продолжал:
— Прибил ее отец: опозорила, говорит. И к дяде-шаману отвез: не хотела, бает, мужу угождать, будешь на целый пауль работать — у шамана-то еще несколько служек живут.
— Это какой шаман? — насторожился Иван. — Случаем не Воюпта?
— Он, — удивленно кивнул вогул.
— Я ведь туда и пробираюсь, знаю, что где-то у истока реки он живет. Витконайкерас, — последнее слово Иван выговорил по складам. — Знаешь такое место?
Алпа с сомнением покачал головой.
— По воде туда не попадешь. Старики говорят, река в верховьях среди скал течет, никакую лодку на бечеве не проведешь, а против течения не выгрести. А если кто и попытается, загородит ему дорогу Мирсуснехум. Никому туда ходить не велит, кроме шаманов.
— Это кто таков?
— Главный самый бог. Как тебе перетолмачить?.. За народом смотрящий мужик...
— Раз шаманам можно — значит, и дорога какая-то есть?
— Есть. Ворга старая — оленья тропа то есть. Ее по катпосам найти можно.
— Что еще за притча?
— Катпос? Знак такой на дереве — путь метят.
— А ты знаешь, как на эту тропу попасть?
— Всякий вогул знает... Мы вначале той Ворги жертвы для шамана оставляем — шкурки, ленты цветные, деньги кладем.
Иван помолчал, что-то обдумывая, и снова спросил:
— Правда, что у Воюпты Золотая Баба схоронена? Вогул встревожено оглянулся, будто кто-то мог услышать его. Сдавленно начал:
— Старики говорили: раньше Баба в пещере стояла, каждый мог приходить, о чем хочешь просить... Потом, когда епископ по тайге ездил, идолов сокрушал, забрал Воюпта ту Бабу к себе — сберечь-де хотел. Никого с тех пор не подпускает, давайте, говорит, мне подношения, а уж я перед ней за вас помолюсь... А не дашь — грозит нажаловаться ей, тогда беды жди...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Навстречу XXVII съезду КПСС
И древние парфянские ритоны, и скульптуры таллинских алтарей, и бесценные средневековые рукописи обретают под руками ученых-реставраторов вторую жизнь
Рассказы о современной армии