Клуб «Музыка с тобой»
В доме Наталии Ильиничны Сац прежде всего замечаешь книги. Много книг. В шкафах и на полках — от пола до самого потолка — в комнатах, в коридоре, в передней — всюду.
Я раскрываю прекрасное издание — книгу, написанную Индирой Ганди. Книгу своей матери подарил Наталии Ильиничне Раджив Ганди, премьер-министр Индии. А вот японские издания. Здесь тоже множество подаренных: это память о гастролях театра в Японии.
Тут же стоят словари. И еще книги самой Сац, изданные на многих языках. Отдельно лежат ее рабочие тетради, блокноты, выписки...
Словом, эта огромная, интересная библиотека — библиотека рабочая: видно, что она помогает человеку в постоянном его стремлении все глубже познавать жизнь и искусство. Книги здесь собраны, чтобы работать, действовать, рождать новые мысли.
Великие души подобны облакам: они собираются для того, чтобы расточать, — вспомнилось мне изречение древнего мудреца Востока. Именно так собирает, чтобы отдавать, Наталия Ильинична Сац. Собирает, не давая себе отдохнуть, выключиться. И работает она не только в театре — за кулисами и на сцене, — но более всего у себя дома. Мысль ее, творческая, созидающая, постоянно обращена к жизни.
Илья — младший сын Наталии Ильиничны — показывает мне еще одну особенность их дома — игрушки. Самые разные, они располагаются как бы даже самостоятельно — там, где им нравится. Тут и очень большие, и очень маленькие кошки, собаки, тигры, медведи всех возможных расцветок.
На табурете в углу вижу искусно сделанного из соломы и холста мальчишку. Он смотрит на нас выразительными, добрыми глазами; в руках у него волшебный жезл, чтобы отгонять беды от человека. «Мальчик не допустит беду в ваш дом», — сказала Наталии Ильиничне болгарская художница Милка Начева. Это ее подарок.
А рядом висит портрет матери Наталии Ильиничны.
Анна Михайловна Щастная вышла замуж за Илью Александровича Саца против воли родителей. Илья Александрович руководил музыкальной частью МХТ, а Анна Михайловна выступала как камерная певица.
Искусством музыки Наталия Ильинична делится с людьми столь же щедро, как искусством театра; в ее творчестве они едины и нераздельны.
Портрет Прокофьева. Умные, проницательные, живые глаза. Они были хорошими друзьями. Легко, воодушевленно создавался ими «Петя и волк» — любимейшая ныне во всем мире сказка-симфония, радость не только для малышей, но и для взрослых зрителей. Но вот улыбающегося Прокофьева, а рядом веселую, молодую Сац я вижу впервые. Это незабываемый день, когда сказка была закончена.
Еще один раритет в гостиной: портрет Рахманинова с автографом великого композитора.
Именно Сергей Васильевич Рахманинов первым обратил внимание на музыкальные способности Наташи Сац.
Рахманинов очень любил музыку Ильи Саца. В 1912 году великий композитор дирижировал концертом, который был дан в зале Благородного собрания (ныне Дом союзов) после похорон отца Наташи, умершего так рано — в тридцать семь лет. Сбор от того памятного концерта пошел в пользу вдовы и детей, оставшихся без всяких средств к существованию...
Трудно рассказать обо всех приметах дома Сац, но, сколько дорогого для истории театра, уникального, здесь собрано! А главное, здесь рождаются сценические образы. Тут все подчинено театру и возникает от театра. Например, увидишь здесь огромный, полутораметровый блестящий ключ: строители Детского музыкального театра торжественно подарили его Наталии Ильиничне, когда закончился их труд. Это удивительное, увенчанное Синей птицей здание театра на проспекте Вернадского зарубежные гости называют одним из главных чудес Москвы.
Я спрашиваю Наталию Ильиничну: верит ли она, что родилась под счастливой звездой?
— Да, верю!.. Каждый человек может быть счастлив, если делает то, что хочет делать.
Наталия Ильинична достает с полки тоненькую книжечку. На обложке заголовок: «Десять лет среди детей». Это еще один раритет: книжка издана в 1928 году. И, пожалуй, сама эта книжка — свидетельство о счастье... Михаил Кольцов поздравлял Наталию Сац с десятилетним юбилеем педагогической, а главное, театральной работы с детьми. «Где, кроме СССР, можно найти такой юбилей и такого юбиляра!» — справедливо замечал Кольцов.
Страна требовала от одаренных людей неограниченных возможностей. И сама давала им такие возможности. Недаром К.С.Станиславский выражал твердое убеждение, что замечательное начинание Сац «будет иметь столь же замечательное, столь же талантливое продолжение...». Так же убежденно считал Таиров, что Наталия Сац как режиссер «находится на высоте передового театрального искусства».
Удивительная судьба, удивительная личность, восхищался в предвоенные годы Отто Клемперер... А современные деятели искусства — Щедрин, Хренников, Шостакович, Хачатурян, Свиридов — дружно признаются: «Мы выражаем Вам всю нашу любовь. Мы любим Вас за Ваш огромный талант. Ваш талант режиссера, актера, писателя и организатора...»
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Письмо с правдивыми показаниями Овчинников написал сразу после суда, но так и не отправил его
Мир капитала: мифы и правда о правах человека
Рассказ учителя