«Золотая антилопа»

М Яновская| опубликовано в номере №656, сентябрь 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Темно - лиловые джунгли затянуты утренним туманом. Тишина, безветрие. Ни один листок не шелохнется. Джунгли еще спят. Но вот внезапно среди деревьев появляется стройная антилопа, из - под копыт которой вылетают снопы искр. Она пытается уйти от погони, а преследователи уже близко, совсем рядом просвистела стрела, впилась в ствол дерева.

Так начинается новый цветной мультипликационный фильм «Золотая антилопа», созданный по мотивам индийской народной сказки коллективом киностудии «Союзмультфильм».

Содержание фильма несложно. Индийский раджа и его приближенные преследуют чудесную антилопу, которая обладает волшебным свойством: копытами она высекает золотые монеты. Однако поймать антилопу не удается: ее спасает бедный крестьянский мальчик. Раджа хитростью и угрозами пытается узнать, где прячется благородное животное. Но даже смертельная опасность не может заставить мальчика стать предателем.

- Ты раджа, а не знаешь, что нельзя выдавать своих друзей! - говорит мальчик.

Раджа узнает, что у мальчика есть дудочка, подаренная ему антилопой. Стоит подуть в нее, и чудесное животное явится на зов. Он завладевает дудочкой, вызывает антилопу и грозит отрубить мальчику голову, если антилопа не даст много золота.

- Хорошо, - соглашается антилопа, - а если золота будет слишком много?

- Слишком много золота? - хохочет раджа. - Слишком много золота не бывает.

Антилопа предупреждает, что, если раджа крикнет «Довольно!», все золото превратится в глиняные черепки; она скачет по беломраморным залам дворца; из - под ее копыт вылетают золотые монеты. За ней, утратив царственное величие, бегает раджа, мечутся все его слуги, отталкивая друг друга, трясущимися руками собирают монеты. Жадность не знает предела. Раджа просит золота еще и еще. Он падает, осыпаемый монетами. Гора золота вырастает по самую шею задыхающегося раджи. Наконец он не выдержал и закричал: «Довольно!» Мгновенно монеты превращаются в черепки...

Фильм идет всего тридцать минут, но он оставляет у зрителей светлое, праздничное ощущение: так глубоко и реалистично раскрыта в нем высокая идея настоящей, самоотверженной дружбы.

Осмеивая алчность, предательство и другие пороки, картина будит благородные чувства верности, дружбы, чести.

Как создавался этот фильм?

Работая над сценарием, драматург Н. Абрамов прочел большое количество произведений индийского фольклора. Индия чудес, Индия алмазных россыпей, непроходимых зарослей и роскошных дворцов открывалась своей другой стороной. Сказки повествовали о честных людях - тружениках, наделенных высокими моральными качествами, смело борющихся с угнетателями. Это и определило идейную направленность сценария - показать торжество правды над несправедливостью и злом.

Когда сценарий был закончен, началась кропотливая работа по подготовке к съемкам фильма. Прежде всего необходимо было произвести так называемую раскадровку сценария. Например, в сценарии сказано: «Мальчик идет по джунглям». Это один из эпизодов.

В режиссерской разработке он разбивается на несколько кадров: «Джунгли, высокие деревья, обвитые лианами..., По стволу дерева ползет змея... Мальчик входит в заросли... Лицо мальчика... Глаза пристально всматриваются в чащу...»

Так, а иногда еще и более подробно разбивается каждый эпизод литературного сценария.

В «Золотой антилопе» по разработке режиссера Л. Атаманова получилось триста сорок три кадра. К каждому из них режиссер и художники - постановщики А. Винокуров и И. Шварцман делали небольшие эскизные рисунки. От эскизов зависит очень многое: ведь по ним потом готовят более пятидесяти тысяч рисунков, не считая черновых, которых в три - четыре раза больше.

Рисованный фильм - своеобразный вид кинематографического искусства. В обычной кинокартине центральной фигурой является актер. Вместе с режиссером он создает образ, его игра во многом определяет успех картины. В мультипликационном фильме живет, действует, «играет» рисунок. Образ, характер создаются здесь художником в содружестве с режиссером.

Участники творческой группы, занятые созданием фильма, внимательно изучали историю, культуру и быт индийского народа. В музеях и библиотеках, по книгам, старинным гравюрам они знакомились с архитектурой, костюмами, музыкой, танцами народов Индии.

Режиссер Л. Атаманов, просматривая старые книги, обратил внимание на портрет одного раджи. С рисунка смотрел надменный властелин с хитренькими глазками, заплывшими жиром. В этом портрете режиссер увидел «своего» раджу, тут же представил себе и актера, который мог бы своей игрой передать этот образ, - народного артиста СССР Р. Симонова.

В обычном фильме производственный процесс создания картины начинается со съемки игры актера. Одновременно, а иногда и позже, записывается его голос. В фильме мультипликационном на пленку сперва записывается голос актера, а потом уже по рисункам художников снимается картина. Рисованный фильм можно слышать даже тогда, когда смотреть еще, собственно, нечего.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

Виджет Архива Смены