Злой дух

Ольга Чайковская| опубликовано в номере №1412, март 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Какого накала достигла ненависть к ней, она поняла, когда на улице ее остановил охотник:

— А наши карабины, между прочим, стреляют.

Она посмотрела ему в глаза.

— Я тебя знаю, — сказала спокойно, — ты меня не убьешь.

И добавила про себя: «Если будешь трезв, конечно». Спиртного в селе не было ни капли. Но самогонная бражка временами появлялась, ее, разумеется, ничтожно мало по сравнению с тем, что везут «борта», капля в море, но все же...

Не столько страх перед безымянной пулей — а, впрочем, в доме-то дети, — непосильная тяжесть всеобщей ненависти давила Веру. Словом, села она и написала — собственной рукой! — заявку на спиртное, вызвала огонь на себя (в Нижнеудинске нашлись люди, которые говорили с усмешкой: «Странная она женщина, то пишет, чтоб водки не слали, то сама подает на нее заявку»: им из-за гор не видно было, что происходит в селе). Ну, пошло тут бешеное веселье — и почему бы не веселиться в праздники? — только председатель сельсовета была в тоске: жди беды, да к тому же, лишь праздники кончатся, все начнется сызнова, опять станет копиться ненависть, опять ей идти по улице, как сквозь строй.

Невозможна стала для нее жизнь в родной Гутаре.

И все же, все же! Социальный эксперимент был поставлен и дал бесспорный результат: нет водки (совсем ее в магазине нет!) — и село живет спокойно. Никто не прогуливает, никто ни с кем не ссорится, о драках нет и помина. «Уберите водку совсем, — убежденно говорит участковый Кортиков, — и преступлений не станет». Все в порядке, когда нет спиртного, хорошо работают люди, семьи живут мирно, дети накормлены и присмотрены. В выходные по висячему, прыгучему мосту через Гутару то и дело бежит семья с корзинами, ведрами в тайгу. Вечером с ребятишками на руках женщины идут в кино, или дома смотрят телевизор, или так сидят, разговаривают. Идут «борта» с водкой — и в ад превращается село. Один педагог, путешествующий с группой ребятишек, раньше бывал в Гутаре и теперь думал было обойти это село стороной, но ему понадобилось в сельпо за продуктами. Он пришел и не узнал Гутары, тихой, работящей и разумной.

Вот такое четкое разделение — день и ночь. Не поучительно ли это? Конечно, имеют значение условия изолированного маленького мирка, и все же результат остается результатом. Не значит ли это, что эксперимент можно расширить? Но остается несомненным одно: есть территории, где уже сейчас — и безотлагательно — нужно вводить «сухой закон». Кому не понятно, сколь это сложное дело — изъять спиртное там, где к нему привыкли и душа, и тело, какие трудные, подчас болезненные проблемы разом при этом возникают, но ведь и так продолжаться уже больше не может, это тоже ясно.

...Бредет тайгой олень, на нем охотник. Олень бредет по собственному разумению, перешагивает через стволы, обходит топи, поднимается и спускается по кручам, переходит речки вброд. Охотник ничего об этом не знает, его посадили на оленя пьяным: мол, дорогой протрезвеет (должно быть, пьяные и посадили), он сидит, не валится, с детства в седле, но худо ему, тоска на сердце, ад в голове: зовет его, неумолчно зовет голос давно умершей сестры, что-то велит, чего-то требует. Он тяжко болен, его надо спасать.

А в стаде, куда он едет (и где бродят коронованные, инвентаризованные дамы), двенадцатилетний мальчик — его зовут Кеша — под стук дождя рассказывает нам сказку. Глаза у Кеши — два бегучих сверкающих лезвия, а лицо сосредоточенное, тихое, совсем некрасивое, но, честно говоря, это одно из самых обаятельных детских лиц. какие мне приходилось встречать. Гудит огонь в железной печке (на ней Кешина мать печет лепешки), тени от огня бегают по лицам ребятишек, рассевшихся на полу. Тут же и Кешина сестра, она-то как раз из «царевен», очень пригожа. но учиться не может, совсем не варит голова. Есть у Кеши братья, двое, только они в тюрьме, был и третий, да покончил с собой. Был отец, да пропал в тайге при невыясненных обстоятельствах. Кеша не помнит о своих бедах, он ребенок и рассказывает сказку. А я смотрю на него и думаю: неужели и он? Не могу представить себе, не могу поверить, что и он, подросши, тоже злой и мутный, станет шататься по селу, нарываться на драку, неужели тоже?

P.S. Недавно мы звонили в Нижнеудинск (с Гутарой связи нет). Вера Владимировна больше не председатель сельсовета, и водку, хоть и не в прежнем количестве, в село возят.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 9-м номере читайте о красавицах пушкинской эпохи вдохновлявших  великих поэтов и живописцев¸ которые, в свою очередь, увековечивали их в своих полотнах и произведениях, о закрытой полицией первой выставке французского художника Амедео Модильяни, о создателе фильмов, вошедших в золотой фонд отечественного и мирового киноискусства, режиссере Алексее Германе, о прекрасной поэтессе Веронике Тушновой, о таинственном дневнике Михаила Михайловича Пришвина, новый детектив Ларисы Королевой «Шоу толстушек» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Твоя позиция

Делегат XXVII съезда КПСС, студент второго курса Московского авиационного института Анатолий Качалин отвечает на вопросы «Смены»

Алексеевский ключ

Как сохранить традиции ведущей легкоатлетической школы?

Защитников Отечества поздравляем!

Рассказ "Крез и Клеопатра"